Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека

Психика – свойство головного мозга объективно отражать существующую действительность и данное свойство обеспечивает целесообразность поведения.

Сознание – высшая форма психики, которая позволяет человеку не только отражать и управлять поведением, но и отдавать отчет в своих действиях организовывать их в пространстве и времени, изменять программу действий с учетом изменений окружающей обстановки. Главное в сознание это способность выделять себя от окружающего мира. Что касается человека у него появляются внутренние регуляторы поведения. В любом случае мы изучаем поведение человека что бы прогнозировать и повышать эффективность взаимодействия людей.

Психология как наука состоит из различных отраслей и с каждым годом добавляется все больше и больше вариантов.

Итак отрасли психологии:

  1. Центральная отрасль, наиболее теоретическая и методологическая - Общая психология. Изучает закономерности протекания психических процессов, психических состояний и формирования психических свойств.
  2. Возрастная психология. Изучает особенности психики человека в разные возрастные периоды, а так же факторы влияющие на формирование личности.
  3. Специальная психология.Это название не отражает содержание. Специальная психология изучает закономерности аномального развития психики, которые связаны с врожденными или приобретенными в раннем возрасте недостатками в строении и функциях организма. Речь идет о развитии детей имеющих дефекты зрения, мозга и иными недостатками. Из судебной медицины Вам должно быть известно понятие алегофрении – малого мозга.
  4. Социальная психология. Изучает психические я явления и процессы которые обусловлены принадлежностью человека к различным социальным группам и эти явления и особенности проявляются в процессе взаимодействия людей между собой. Это проблема общения, конфликтов, горизонтальных и вертикальных отношений, обмен информацией, эмоциями. Как это происходит и что на это влияет?
  5. Клиническая психология. Изучает нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, а так же влияниях индивидуально-психологических особенностей на протекание заболевания и наоборот. Речь идет о взаимодействии психики и болезни. Например, если человек не хочет лечиться то вряд ли он вылечится.
  6. Психология труда. Занимается изучением закономерности формирования трудовых знаний, умений и навыков, а так же влияние условий и характера труда на личность человека. Например, проблемы профессиональной деформации – изменение личности под условиями профессиональной деятельности.
  7. Юридическая психология. Изучает психические явления и закономерности связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Есть люди, которые нарушают нормы права, а есть люди которые соблюдают. Есть люди которые нарушают нормы права и люди претерпевающие нарушение. Есть люди блюстители и потерпевшие. Юридическая психология делится на подотрасли:

1. Правовая психология. Занимается изучением закономерностей формирования правосознания населения или отдельного человека, а так же факторов способствующих повышению правовой компетентности людей. В некоторых учебниках эту отрасль называют психологией законотворчества и правового воспитания. В части психологии законотворчества изучается то какой должна быть правовая норма, что бы она соблюдалась. Правосознание – отражение в сознании человека содержания правовых норм, отношения к ним и наличие правовых установок, т.е. готовность действовать определенным образом. Различие между правовой психологией и правосознанием в степени установок.

2. Криминальная психология. Изучает взаимодействие нарушителей и их жертв. Одна из старейших отраслей юридической психологии. Изначально она изучала причины преступного поведения и личность преступника. В последнее время стали изучать и потерпевших – какие особенности личность способствуют тому, что бы стать жертвой преступления. Есть наука криминальной виктимология. Криминальная психология изучает прежде всего психологические особенности личности

3. Исправительная (пенитенциарная) психология. Занимается людьми, претерпевшими неблагоприятные последствия наказания, осуждения. Главная проблема влияние наказания на личность осужденного, в том числе и наказания в виде лишения свободы. Например, научно доказано, что человек отбывший наказания в течение 3-х лет приобретает импульсивность, подозрительность, которые в дальнейшем не подлежать коррекции. Соответственно чем дольше наказание, тем больше заостряются эти качества.

4. Судебная психология.Занимается изучением тех психических закономерностей, которые связаны с применением правовой деятельности.

· Первая область это - психология юридического трудаэто изучение особенностей личности обеспечивающих профессиональный юридический успех, а так же обстоятельств профессиональной деформации.

· Следующая область это повышению эффективности следственных действий или другими словами как психология следственных действийона изучает факторы психологические способствующие использовать законы психологии что бы успешно провести следственное действие.

· Судебно-психологическая экспертиза занимается разработкой методов установления наличия или отсутствия психических явлений или причинно следственной связи между психическими явлениями, которые интересуют следствие, суд и имеют юридическое значение. Например, аффект – лишение способности руководить своими действиями.

· Психология судебного разбирательства.Изучение факторов способствующих повышению успешности и эффективности судебного разбирательства. Главным образом это проблемы доказывания.

ПОВЕДЕНИЕ

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека - student2.ru Стимул Реакция

Рефлексы бывают условными и безусловными. Условные рефлексы это те связи, которые закрепляются в памяти человека и обычно накладываются на безусловные. Автоматизм –те действия которые настолько прочно сформировались, что начинают реализовываться при специфических стимулах. Обычно это касается сформированных навыков. Автоматизмы практически не регулируются сознание. Хорошо сформированные автоматизмы есть обычно у спортсменов. Есть программа действий и она реализуется при возникновении соответствующих стимулов. Импульсивные действия – люди делают не успев подумать. Эти варианты действий плохо созанются. Дальше мы будем говорить о более обдуманных действиях.

Стимул à Воздействие à Обработка и интерпретация полученной информации à формирование репертуара средств à выбор варианта поведения à (Реакция)реализация à оценка достигнутых результатов.

Стимулы могут быть внешними - физические, социальные и т.п. Так же стимулы могут быть внутренними. Далее уместно вспомнить Пирамиду Абрахама Маслоу. В соответствии с ней:

ü первый уровень потребностей – физиологические(еда, вода, продолжение рода)

ü второй уровень потребностей – безопасность. Это отсутствие угрозы жизни, здоровью и деловой репутации человека. Существует понятие фрустрации – психическое состояние, возникающее вследствие длительного неудовлетворение потребностей по причине наличия объективно или субъективно непреодолимых препятствий.

ü Третий уровень потребностей – общение. Необходимость осуществления обмена информацией, а так же необходимость наличие чувства принадлежности (отношения) к группе

ü Четвертый уровень потребностей – признание и самоутверждение. Человеку необходимо одобрение окружающих.

ü Пятый уровень – потребность в самовыражении. Это потребность человека делать что-то что может быть оценено.

В процессе реализации каждого этапа реализуются различные свойства личности определяемы через различные сферы:

¾ Интеллектуальная сфера – развитость мышления, воображения.

¾ Эмоциональная сфера – особенности, которые описывают скорость проявления эмоций их смены и преобладающие эмоции человека

¾ Волевая сфера – особенности, отвечающие за контроль, организацию и направление поведения.

¾ Мотивационная сфера - преобладающие мотивы и потребности человека

¾ Нравственная сфера - Усвоенные нормы поведения, убеждения определяющие отношение человека к добру, злу, справедливости.

¾ Самосознание (“Я концепция”) – что я из себя представляю, как я к себе отношусь, на что я способен, насколько хорошо я это сделал.

  ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА
Познавательные процессы:   ¾ Внимание ¾ Память ¾ Ощущения ¾ Восприятия ¾ Мышления – позволяет человеку выявлять существенные признаки происходящего. Благодаря этому процессу мы постигаем происходящее. ¾ Речь – позволяет нам выразить все то, что мы думаем чувствуем т.е. передавать информацию, что в значительной степени облегчает обучение ¾ Воображения – позволяет составлять нам новые образы и объекты Психические состояния это определенный уровень работоспособности. Психические состояния определяются происходящими процессами Общие способности – интеллект и креативность от наличия, которых зависит успешность реализации процессов
Эмоциональные процессы Эмоциональные процессы, как и познавательные так же отражают действительность, но главное это оценка происходящего и формирование отношения к нему: ¾ Эмоции - непосредственная реакция на происходящее. Эмоции обладают свойством интенсивности. Эмоции отличаются от чувств меньшей длительностью. Есть народы в которых принято держать эмоции при себе (англичане) и наоборот (итальянцы). ¾ Стойкость и длительность протекания. Это любовь, ненависть, совесть, вина, стыд, долг ¾ Эйфория – радостное возбуждение, например смех до упада или прыжки до потолка. Причем эмоции мы выражаем так, как нас научили, например родители. ¾ Аффект – очень интенсивное эмоциональное состояние, которое внезапно возникает, быстро протекает и окрашивается разными краскам. Например, страх, радость, злость. ¾ Состояние апатии – когда все равно, ничего не хочется и даже двигаться тяжело. ¾ Депрессия – помимо того, что не хочется ничего делать, настроение печальное мрачное. Аффективная логика – определенное нарушение мышления, когда человек склонен кидаться из одной крайности в другую. ¾ Темперамент, особенно, те свойства темперамента, которые обуславливают протекание эмоций. Это например сила или слабость, подвижность, инертность. Есть еще уравновешенность - Выработка активных и тормозных реакций. Это способность устанавливать запреты на определенные варианты поведения.
  Волевое действие – совершение какого-либо действие с приложением волевых усилий. Приложение волевых усилий сопровождается напряжением. Это контроль за ответной реакцией. Волевые силы прилагаются с тем, что бы скорректировать наши планы с тем, то происходит   Характер – в особенности та часть характера, в которой у человека сформированы волевые качества (настойчивость, целеустремленность, упорство, самостоятельность и независимость, исполнительность, дисциплинированность и организованность). Контроль за самообладание, выдержка и самоконтроль. Направленность - мотивы, интересы, побуждения. Самосознание.

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека - student2.ru Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека - student2.ru 1.СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека - student2.ru Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека - student2.ru СИЛЬНЫЙ ТИП СЛАБЫЙ ТИП (М)

2.Уравновешенность неуравновешенный

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека - student2.ru

Уравновешенный преобладание возбуждения преобл. торможения

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека - student2.ru Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека - student2.ru 3.Подвижность

Инертный (Ф) подвижный (С)

Наши рекомендации