Развитие психики в ходе эволюции психики животных и человека. (конспект из уч-ка А.В.Петровского)

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

ПЛАН

Этапы развития психики у животных

1) Возникновение психического отражения:

- раздражимость, тропизмы;

- чувствительность;

- стадия элементарной сенсорной психики;

- стадия перцептивной психики;

- стадия интеллекта.

2) Формы поведения животных:

- инстинктивное поведение, инстинкт и его структура;

- навык как форма поведения, структура навыка;

- интеллектуальное поведение, интеллект и его структура.

3) Функции психики.

4) Качественное отличие психики от других форм отражения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бассин Филипп Вениаминович Проблема бессознательного. М., 1968.

2. Вагнер Владимир Александрович Избранные труды по зоопсихологии. М., 2002.

3. Клике Ф. Пробуждающееся мышление у истоков человеческого интеллекта. М., 1989.

4. Ладыгина-Котс Надежда Николаевна Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958. Г

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

6. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.-Воронеж, 1999.

7. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998.

8. Фабри Курт Эрнестович (российский зоопсихолог, специалист по проблеме онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики. Ученик Ладыгиной-Котс.) Основы зоопсихологии. М., 1999.

9. Фрейд 3. Психология бессознательного: Проблемы метатеории. М., 1989.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

• возникновение и развитие психики в животном мире;

• возникновение и развитие человеческого сознания;

• развитие психики в онтогенезе человека, начиная от рождения и до конца его жизни.

Во всех трех аспектах исходным и определяющим является понимание развития не только как рост, но и как качественное изменение разных видов психической деятельности «как процесс, в котором усложнения и количественные изменения психических процессов переходят в качественные, коренные, существенные изменения, что ведет к скачкообразно выступающим качественным новообразованиям».

Возникновение психического отражения

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.д. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, погружения под мышечную ткань, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного и спинного мозга, усложнение связи ЦНС с другими органами тела) шло развитие форм поведения и уровней их психической регуляции.

Развитие мозга — обязательное условие развития психики. Это, прежде всего, связано с изменением локализации функций и постепенным переходом их из стволовой части в кору. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Наряду с ее развитием существенную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой и развитие органов чувств (появление термо, хемо, механо, фото и иных рецепторов).

Как известно, материя постепенно усложнялась и в своем развитии прошла две стадии:

I — неживая материя;

II — живая материя:

–растительный мир;

–животный мир;

–сознательная жизнь.

Вся материя, начиная от неживой и кончая самой высшей и сложной — человеческим мозгом, обладает отражением, т.е. способностью отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Ей присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика, как качественно новая форма отражения.

Существовали различные точки зрения относительно того, как возникла психика.

· Среди них можно назвать теорию «панпсихизма», согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая.

· Теория «биопсихизма» приписывала психику всему живому, включая растения.

· Согласно теории «антропопсихизма» психика существует только у человека.

· Концепция «нейропсихизма» относила психику только к существам, обладающим нервной системой и т.д.

Во всех этих представлениях критерии психического были внешними по отношению к формам существования организма.

Другую группу теорий составляют те, которые исходят из внутренних, функциональных критериев. Выдвигаются такие критерии как способность к поисковому поведению, способность к«гибкому» приспособлению к среде, т.е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр.

Развитие психики в ходе эволюции психики животных и человека. (конспект из уч-ка А.В.Петровского)

Чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как: когда и почему возникла психика? Или как развивалась и усложнялась психика?

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу о ее объективном критерии – такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

Поэтому если будут найдены такие свойства внешнего поведения животного, которые связаны с психикой, то можно будет сказать, где находится граница, разделяющая не психические и психические формы существования материи.

2 определения психики:

1. критерии психического были внешними по отношению к форме существования предмета. Психика приписывалась потому, что организм принадлежал к определенному классу. Наличие психики у этого класса доказывалось - аксиоматически (панпсихизм – живая и неживая природа; биопсихизм – живая природа; нейропсихизм – организмы, обладающие нервной системой).

2. исходят из внутренних, функциональных критериев. Не опускаются ниже животного мира. Но критерии и здесь приводят к разной локализации психического порога, например: способность к поисковому поведению, способность к “гибкому” приспособлению к среде, т.е. к индивидуальному обучению, способность к “проигрыванию” действия во внутреннем плане.

Теория А.Н. Леонтьева

Объективный критерий – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия – те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, они нейтральны. Их полезно отражать, т.к. они являются сигналами биологически значимых объектов. Если живой организм приобретает способность, как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Появляется новая форма активности поведения (смысл: обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться сразу).

Практически все животные обнаруживают сигнальное поведение – у них есть психика.

Раздражимость – это способность живых орган6измов реагировать на биологически значимые воздействия.

Чувствительность – это способность живых организмов отражать воздействия биологически нейтральные, но связанные с биотическими свойствами. Отражение, по Леонтьеву имеет 2 аспекта:

1. объективный (реагировать двигательно на данный аспект);

2. субъективный (внутренние переживания, ощущения).

Адаптивное значение психики

Психика возникла в ходе биологической эволюции, потому что она обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

Появлению психического отражения мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов (Леонтьев).

Наши рекомендации