Основные закономерности развития психики человека и животных
Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем.
1. Психика и среда – чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредственного влияния среды. Существование живых организмов детерминировано условиями среды.
2. Психика и эволюция нервной системы – адекватность отражения зависит от строения органов чувств и н.с. Чем сложнее н.с., тем совершеннее психика.
Существует разница между психикой человека и животного: разница в «языке» животных и языке человека и различия в мышлении. Животные – практическое мышление, человек – абстрактное мышление.
· Человек поступает сознательно
· Человек создает и сохраняет орудия
· Различия в чувствах – сопереживание
· Развитие психики животных по законам биологической эволюции, развитие психики человека по законам исторического развития, высший уровень психики – сознание.
· Роль трудовой деятельности.
По Леонтьеву – не только у человека, но и у животного психика «включена» во внешнюю деятельность и зависит от нее. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного.
Развитие психики – взаимодействие, представляющее собой материальный жизненный процесс, процесс установления связей между организмом и средой
Проблема развития психики имеет 3 аспекта изучения:
1. возникновение и развитие психики в животном мире
2. возникновение и развитие психики человека
3. развитие психики в онтогенезе человека.
Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий
Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы (головного мозга).
Чувствительность возникает на базе раздражимости, чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения, т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях.
Важную роль играет взаимоотношение животного с окружающей средой. На стадии элементарной чувствительности – животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира.
На стадии предметного восприятия – отражение в виде целостных образов
Стадия интеллекта – способ решать задачи.
Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении.
Выделяют врожденные (инстинкт) и приобретенные (навыки) формы поведения. Отсюда следует интеллектуальное поведение, которое является вершиной развития психики животных.
Основные закономерности развития психики человека и животного.
В развитии психики человека и животного много общего, хотя так считали не всегда. До сер 17 в считали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физеологическом строении, ни з поведении, ни тем более в происхождении. В 19 в. Ч. Дарвин провел исследования эмоций, внешних реакции и практического мышления. В нач. 20в. были проведены исследования индивидуальных различий темперамента среди животных. В конце 20 в. проводятся исследования, связанные с поиском идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животного.
Почти все, что имеется в психологии и поведении животного передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения, связанный с обучением и воспитанием. За счет этого человек. достигает большего уровня развития, чем животное.
Как человек ,так и животное обладают общими врожденными способностями познавательного хар-ра зрение, слух, осязание и т. д, но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных ф-ий у животного и новорожденного. Эти отличия происходят сразу по нескольким линиям.
1. Познавательные процессы человека обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью; память - произвольностью и опосредованностьго. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни.и развиваются благодаря обучению.
2. Память человека более объемна.Он может запоминать, хранить и воспроизводить огромное кол-во информации, благодаря знаковым системам
3. У человека и у животного присутствует сходство в мышлении. Оба его используют для решенич практических задач в наглядно-действенном плане. Но в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении сущ-ет огромная разница.
4. Первичные эмоции ,и у чел-ка и у жив-го, носят врожденный хар-ер. Однако у чел-ка есть высшие нравственнык чув-ва, кот-ых нет у животных.
5. В мотивации поведения есть немало общего в чисто органических потребностях
6. Спорным остается вопрос о потребности в общении
7. социальные потребности можно обнаружить только у чел-ка. Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животного. В понимании подличои детерминации челов-го поведения необходимо принимать в рассчет природное и социальное начало.