Мечта как разновидность мотивационной установки
Одним из психологических образований, относящихся к мотивационной сфере человека, является мечта. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мечта определяется как предмет желаний, стремлений, мысленно представляемый, воображаемый. Однако такое понимание мечты не подчеркивает ее специфики по сравнению с другими видами желаний.
К. К. Платонов[8], по существу, повторил эту трактовку, когда написал, что мечта — это воображение, создающее образы желанного. В других психологических словарях этот феномен вообще не упоминается. Отсюда можно сделать вывод, что по каким-то причинам психологи предпочитают не касаться его. Возможно, они находятся еще под влиянием прежнего отношения к мечте, когда, например, известный французский психолог Т. Рибо[19] смотрел на нее как на своего рода пустоцвет, появляющийся на древе творческого воображения, когда оно «загнивает» вследствие бессилия воли человека. По его мнению, мечта — удел сентиментальных, а действительно страстные люди мечтателями не бывают.
В зарубежной литературе сущность и функции мечты рассматриваются с психоаналитических и бихевиористских позиций как замещение реального действия, поведения, как способ уйти от реального совершения того, что связано со слишком большим риском или трудом. Это способ «спустить пары» своих излишне горячих стремлений. С. Фешбах[20], например, показал, что после «агрессивных» мечтаний реальная агрессивность уменьшается. Таким образом, в западной психологии мечта понимается как способ разрядки возникшего потребностного напряжения, как квазиудовлетворение потребности. Как отмечает Б. И. Додонов[9], это зауженное понимание мечты и ее роли. Конечно, мечтание иногда помогает человеку отступить от цели, заменить реальное действие воображаемым, но в то же время оно дает возможность удерживать цель, так как в процессе мечтания создаются внутренние модели «потребного будущего» (по Н. А. Бернштейну[10]), которые обладают большой побуждающей силой. Именно это и позволяет относить мечту к мотивационной сфере личности, рассматривать ее как вид мотивационной установки.
Б. И. Додонов[9] выделяет следующие характеристики мечты: она всегда проявляется в воображении, рождая образы желаемого будущего; она имеет яркую эмоциональную окраску; она осознанна и прочно закреплена в личности, т. е. обладает устойчивостью. Это одобряемое самим субъектом желание, всесторонне оцененное личностью, сопоставленное с другими ее стремлениями.
Тесная связь мечты с воображением привела к тому, что она рассматривается многими психологами как вид воображения, но не мотивации. Конечно, для этого есть основания; мечтая, человек не только планирует пути удовлетворения потребности (по Б. И. Додонову[9], это мечта-план), но и проигрывает в уме выполнение самой деятельности, поведенческий акт, т. е. мысленно как бы выходит за границы мотива, часто получая удовольствие от воображаемой активности. Неслучайно, как мы уже отмечали, в западной психологии мечта рассматривается как своеобразный способ разрядки нестерпимого эмоционального напряжения (Т. Шибутани[21]) и выполняет, следовательно., функцию компенсации, когда реальная деятельность (поведенческий акт) по каким-то причинам невозможна. В результате мечта способствует, как пишет Т. Шибутани[21], поддержанию слабых надежд, смягчению чувства неполноценности или уменьшению каких-то обид.
Б. И. Додонов[9] выделяет в связи с этим мечту-игру, характерную для детей и подростков, у которых предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его недостижимость осознают даже сами мечтатели (по сути, речь идет о фантазии, грезах). Чаще всего дети и подростки прибегают к таким мечтам ради самоутешения или «самоуслаждения». Однако мечты-грезы могут быть и у взрослых. В советской педагогике и психологии к грезам отношение было отрицательным как к пустой, бесплодной, необоснованной мечтательности, расслабляющей человека, заменяющей ему жизнь в реальном мире жизнью в воображении, в мире грез, отрывающей от созидательного труда на благо своей страны. Б. И. Додонов[9] указывает на неправомерность такого отношения к фантазированию. Он отмечает, что в детском, подростковом и юношеском возрасте фантазирование является своеобразной игрой и необходимым элементом душевной жизни развивающейся личности. Почти каждый человек проходит в своем развитии через эту стадию наивного мечтательства (вспомним; плох тот солдат, который не мечтает стать генералом). Важно, чтобы с возрастом мечта-игра (фантазия) перерастала в мечту-план, т. е. в мотивационную установку. И в этом можно видеть одну из важных задач педагогов и родителей. По сути, мечтая, ребенок учится строить мотив, т. е. находить пути и средства удовлетворения потребности. Мечтание — это Упражнение в мотивации.
Поэтому мечту можно рассматривать во многих случаях, особенно у юношей и взрослых, как положительно эмоционально окрашенную долговременную мотивационную установку, направленную, как и мотив, в будущее, но лишенную непосредственного побуждения. Неслучайно и Б. И. Додонов[9] попытался связать мечту с фиксированной установкой, вырабатываемой с помощью воображения. Кроме того, он отмечает, что мечта может появляться и при недостатке эмоций, а не только при их избытке. Она становится как бы своеобразным эмоциональным переживанием; переживая, субъект стремится доставить себе удовольствие.
Так или иначе, мечтание сказывается на поведении человека, т. е. помимо компенсаторной, насыщающей эмоциями функции мечта обладает и побуждающей функцией.
Чего не хватает людям для того, чтобы самостоятельно перевести мечту в реальную предметную плоскость?
Первое, это ее отсутствие. Четкое представление для себя чего ты хочешь в жизни добиться, в каких условиях жить, чем заниматься.
Второе, ее иллюзорность, т.е. описание своих мечтаний в виде неких абстракций, без четкой собственной «картинки» - соответственно не понятно куда и как идти. Люди живут абстрактными иллюзиями – например, хочу быть счастливым. А что такое быть счастливым с его личных позиций?! Иметь троих детей, красивый дом на берегу моря, интересную работу (где, в качестве кого и т.д.), какой круг общение, и т.д.
Мечта должна быть «овеществлена» - т.е. есть конкретные «измерители» то, что можно «потрогать». Их наличие позволяет человеку точно понимать двигается ли он к своей мечте и когда она свершится. А дальше цикл повторяется – у человека появляется новая мечта.
Необходимо прочувствовать реальность воплощения мечты, понять какие шаги приведут к нужному результату.
Третье, это преобладание мотивации избегания негатива – а вдруг будет «больно», «а вдруг я не правильно думаю», «а вдруг не получится», «а что, если про меня буду плохо думать» и т.д. В результате боязнь пробовать вообще что-нибудь делать.
И, конечно же, самое главное, мечта в один день или за один раз не воплощается. Нужно каждый день делать маленькие шаги в реализации собственных мечтаний без оглядки на критику людей, получая удовольствие уже от самого движения к собственной мечте. А много ли у нас людей готовых к этому?
В каждом человеке одновременно живут Мечтатель, Реалист и Критик. Если доминирует Мечтатель, человек фонтанирует замыслами, идеями, мечтами, но они так и остаются нереализованными.
Если чаще всего человек действует с позиции Реалиста, то он умеет реализовывать идеи, обладает терпением, настойчивостью и умеет четко выполнять поставленные задачи. Но тут возникает вопрос: чьи идеи он реализовывает – свои или чужие?
И, наконец, если доминирует Критик, такому человеку с успехом удается зарубать на корню как свои, так и чужие идеи.
Если же человеку удается в разных ситуациях попеременно виртуозно играть роли Мечтателя, Критика и Реалиста, если каждый из этих персонажей на равных участвует в принятии решений, такому человеку успех в жизни обеспечен.
Выводы
Итак, существует зависимость между мечтой и мотивацией в мотивационной структуре личности. Мечта, характерная для индивида и предопределяющая его поведение и деятельность может оказывать влияние на качественное формирование мотивационной сферы. Так или иначе, мечтание сказывается на поведении человека, т. е. помимо компенсаторной, насыщающей эмоциями функции мечта обладает и побуждающей функцией.
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.
Список литературы:
1. А. Н. Леонтьев (http://txtb.ru/132/8.html)
2. В. Г. Асеев (fdnulpm.besaba.com/.../715-aseev-v-g-motivacija-povedenija-i-formirov...)
3. Узнадзе (http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/teoriya-ustanovki-uznadze/)
4. П. М. Якобсон (http://lib.convdocs.org/docs/index-99614.html)
5. Е. П. Ильин (http://www.litmir.net/br/?b=172878)
6. В. К. Вилюнас (http://www.koob.ru/viliunas/psihologicheskie_aspekti_motivacii_cheloveka)
7. А. Маслоу (http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt)
8. Д. П. Платонов (http://soch.tom.ru/sochinenie/mechta-i-tragediya-v-tvorchestve-a-platonova)
9. Б. И. Додонов (http://mexus.ru/emociya-kak-cennost030.html)
10. Н. А. Бернштейн (http://tululu.org/a2387/)
11. Л. И. Божович (http://www.twirpx.com/file/901684/)
12. Холл (http://medpred.ru/forum/index.php?topic=5105.430;wap2)
13. Карнегги (http://www.lib.ru/KARNEGY/karnegi1.txt)
14. Ю. Д. Красовский (ru.wikipedia.org/wiki/Организационное_поведение)
15. Аткинсон (http://psihologia.biz/truda-injenernaya-psihologiya/model-vyibora-riska-23538.html)
16. З. Фрейд (http://скст.рф/study/chel/chel14.shtml)
17. К. Левин (http://www.koob.ru/lewin_kurt/)
18. В. К. Коваль (http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologicheskaya-spetsifika-formirovaniya-motiva-vybora-professii-psihologa-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy)
19. Рибо (http://enc-dic.com/enc_psy/Zakon-Ribo-7982.html)
20. К . Фешбах (http://www.e-reading.ws/djvureader.php/114097/328/Makklelland_-_Motivaciya_cheloveka.html)
21. Т. Шибутани (http://www.litmir.net/br/?b=172878&p=50)