Программа зачета по специальной психологии

  1. Понятие дизонтогенеза. Методологическая основа изучения детей с нарушением психического развития.
  2. Виды нарушений психического развития.
  3. Принципы и методы изучения детей с нарушениями психического развития.
  4. Этапы изучения детей с нарушениями психического развития.
  5. Методологические подходы к психологической оценке психического развития детей и подростков.
  6. Причины проявления нарушений психического развития у детей и подростков.
  7. Причины нарушения развития у детей и подростков.
  8. Характеристика психологических параметров дизонтогенеза.
  9. Характеристика понятий «первичный», «вторичный дефект», особенности взаимоотношений между ними.
  10. Характеристика гетерохронии как одного из явлений психического развития, ее на развитие ребенка.
  11. Понятие умственная отсталость. Определение состояний входящих в состав понятия умственная отсталость (общая интеллектуальная недостаточность, поврежденное развитие).
  12. Структура дефекта при общем интеллектуальном недоразвитии и поврежденном развитии.
  13. Компенсаторные возможности у детей и подростков с нарушениями психического развития. Природа «социального вывиха» компенсации умственной отсталости по Л.С.Выготскому.
  14. Определение задержанного психического развития. Структура дефекта при задержке психического развития.
  15. Компенсаторные возможности задержанного психического развития.
  16. Характеристика наиболее сензитивных периодов для компенсации задержанного психического развития.
  17. Отграничение задержанного психического развития от общего интеллектуального недоразвития.
  18. Понятие раннего детского аутизма. Общая характеристика состояния.
  19. Структура дефекта при раннем детском аутизме.
  20. Компенсаторные и коррекционные возможности раннего детского аутизма.
  21. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Общая характеристика состояния.
  22. Диагностические признаки ММ Д.
  23. Принципы коррекционной работы при минимальной мозговой дисфункции.
  24. Общая характеристика детей с дефицитарным развитием.
  25. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховых функций у детей.
  26. Особенности развития познавательной сферу у детей с нарушением слуха.
  27. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями слуха.
  28. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховых функций у детей.
  29. Психолого-педагогическая классификация нарушений зрительных функций у детей.
  30. Особенности развития познавательной сферу у детей с нарушением зрения.
  31. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения.
  32. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях зрительных функций у детей.
  33. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
  34. Особенности развития познавательной сферу у детей с нарушением речи.
  35. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи.
  36. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей.
  37. Сенсорные нарушения. Причины возникновения и структура дефекта при сенсорных расстройствах.
  38. Проблема интеграции обучения детей с легкими нарушениями анализаторных систем в целях повышения эффективности их реабилитации и адаптации.
  39. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича (ДЦП).
  40. Особенности развития познавательной сферу у детей с ДЦП.
  41. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП.
  42. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата.
  43. Понятие дисгармоничного развития и причины его возникновения у детей и подростков.
  44. Организация и содержание деятельности психолога в составе психолого-метико-педагогического консилиума образовательного учреждения.
  45. Организация и содержание деятельности психолога на психолого-метико-педагогической комиссии.
  46. Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании.
  47. Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности.
  48. Основы коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей.
  49. Оформление результатов обследования детей. Виды психологических заключений.
  50. Планирование деятельности и ведение документации психолога специального образования.

Наши рекомендации