Организационная структура управления
Структура – взаимосвязанные элементы
Организационная структура управления – это схема построения взаимосвязи между элементами, отражающие форму специализации и разделения управленческого труда в организации.
Элементы ос: вертикальные и иерархические уровни принятия решений и ответственности; 2) горизонтальные звенья по направлению деятельности; 3) организационные связи, в том числе отношения, коммуникация, информация; 4) Права; 5) обязанности; 6) Полномочия и ответственность.
Полномочия – ограниченное право на решение задач и принятие решений, на основе ограниченного контроля над ресурсами.
Делегирование полномочий – это передача полномочий непосредственно подчиненным, которые принимают на себя часть ответственности.
Признаки структуризации:
Основу организационной структуры составляют самостоятельные группы объединяющие однородные виды деятельности, эти группы выделяются исходя из признаков структуризации6 1) количественный – подразделения выделяются от кол-ва работников для выполнения необходимой работы; 2) временной – подразделения выделяют работников, выполняющих аналогичные работы, но в разные временные промежутки; 3) технологический – подразделения выделяются в соответствии с определенными участками или отрезками. 4) профессиональный – в подразделении выделяются работники одной профессии исходного образования; 5) целевой – подразделения создаются с целью работы над каким-то определенным проектом; 4) территориальный – когда создаются филиалы в разных городах, странах и т.д.
Организационные связи: горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи – являются одноуровневыми и носят характер согласования.
Вертикальные связи – возникают при наличии нескольких уровней управления и носят характер распорядительства и подчиненности.
Среди связей можно выделить линейные, функциональные и комбинированные.
Линейные – отражают движение информации между линейными руководителями и подчиненными. Линейные руководители – это лица, полностью отвечающие за работу организации или подразделения и принимающие решения по всем вопросам.
Функциональные связи – отражают движение информации по главным направлениям деятельности, таки как: финансы, маркетинг, производство. Функциональные руководители являются специалистами в конкретной области.
Генеральный директор: 3 связи: директор по маркетингу + исполнительный директор (управляющий: менеджер и менеджер) + финансовый директор (специалисты финансового отдела).
Все организационные структуры можно подразделить на: бюрократические и органические.
Бюрократические структуры – (синонимы: формалистические, механистические, классические) – высокая степень разделения труда, развитая иерархия управления, наличие многочисленных формальных норм, правил и регламентов, четкое соблюдение должностных инструкций, выстроенная система ответственности; ориентация на задачи организации, а не на потребности людей. К этому типу относят следующие виды структур линейные, функциональные, линейно-функциональное, дивизиональное.
Органические структуры: (синонимы: неоклассические, неформалистические и др) = адаптивная структура, т.е. оперативное реагирование на изменения внешней и внутренней организационный среды. Характеристика: постоянная готовность к изменениям, поддержка информационного процесса, отсутствие бюрократической регламентации, работы распределяются не по должностным инструкциям, а исходя из решаемых проблем, решения принимаются в результате обсуждений, а не указанием сверху. Является более демократичными и менее консервативными, чем бюрократические. Относятся: проектная и матричная структуры.
Проект – решение конкретной задачи при концентрированных усилиях работников и концентрированном выделении ресурсов с фиксированными датами начала и конца работы.
Руководитель проекта: 2 и более участников проекта.