Содержательные характеристики направлений анализа процесса социализации
Выполнил: Кочкин Максим, ПП14-04Б
Направление анализа процесса социализации | Основная задача | Основные понятия | Отличительные особенности направления анализа социализации |
Социализация как инкультурация | Межпоколенная трансмиссия культуры - задача «передачи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей | Инкультурация - социализация, осуществляющаяся путем вхождения человека в культуру своего народа. Культурная трансмиссия - основной механизм трансляции культуры на групповом уровне от предшествующих поколений к последующим через обучение. 1) Вертикальная трансмиссия - культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям. 2) Горизонтальная трансмиссия - ребенок осваивает социальный опыт и культурные традиции в общении со сверстниками; 3) «Непрямая» трансмиссия» - индивид обучается в специализированных институтах социализации(школы, вуз), а так же на практике - у окружающих людей | 1) Инкультурация начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи и продолжается на протяжении всей жизни; 2)Конечный результат процесса инкультурации-человек, компетентный в культуре, языке, ритуалах, ценностях; 3) Инкультурация совершается по больней части не в специализированных институтах, а под руководством старших на собственном опыте. |
Социализация как интернализация | Обращение к содержанию усваиваемого индивидом социального опыта. Две характеристики интернализации: 1) Усвоение моделейи поведения; 2) Усвоение социальных значений: смыслов, ценностей, установок | Социальный опыт - это накопленные за всю историю человечества и закрепленные в обществе (в форме определенных носителей) знания, умения, навыки, чувства; Интернализация - социализация как совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. | 1)Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью). 2) Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения. 3) Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных требований па уровне личностных диспозиций, является реальное поведение личности. 4) Основным фактором успешности процесса иптерпализации выступает степень осознанности ишернализуемых влияний. |
Социализация как адаптация | Приспособление человека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. | Дезадаптация - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Социальная адаптация - процесс достижения соответствия человека требованиям социальной среды. | Психоаналитическая концепция: при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности. Интеракционистский подход: к анализу социально-психологической адаптации характерно ее рассмотрение в качестве успешного выполнения личностью ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты. Эмпирических исследованиях: выделяются три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям: 1) Способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-копцепции; 2) Умение находить определенный баланс между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; 3) Ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей. |
Социализация как конструирование | Создание человеком образа социального мира, частью которого является представление о самом себе как части этого мира - социальная идентичность. | Конструирование - приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. | Реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности постоянно познаются, осмысляются и интерпретируются, и в этом смысле они сотворенные. |