Содержательные характеристики направлений анализа процесса социализации. Выполнил: Казицин А.А., группа ПП14-04Б Направление анализа процесса социализации Основная задача Основные понятия

Выполнил: Казицин А.А., группа ПП14-04Б

Направление анализа процесса социализации Основная задача Основные понятия Отличительные особенности направления анализа процесса социализации
Социализация как инкультурация Выражается в передаче культурыпо наследству, от поколения к поколению, а так же, всех свойственных конкретной культуре особенностей. (межпоколенная трансмиссия культуры) Инкультурация — процесс вхождения человека в культуру своего народа. Постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода Культурная трансмиссия — механизм трансляции культуры от поколения к поколению через обучение. Конечным результатом процесса инкультурации является человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т.д. Говоря о культурной трансмиссии, выделяют три ее вида: • вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценно­сти, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям; • горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ре­бенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками; • «непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике — у окружающих его людей.
Социализация как интернализация Процесс социализации рассматривается с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии на личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта. Интернализация: в широком смысле она понимается как синонимсоциализации, в узком - как ее частная ва­риативность, как совокупность мотивационных и когнитивных процес­сов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом соци­ального опыта. При этом, как правило, речь идет о двух основных харак­теристиках данного процесса: Ø усвоение моделей поведения; Ø усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок. В исследованиях, посвященных процессам иптернализации поведен­ческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается: 1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъектив­ной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью). 2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения. В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспози­ций (ценностей, установок, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выде­лить определенные общие положения: 1. Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных тре­бований па уровне личностных диспозиций, является реальное пове­дение личности. 2. Основным фактором успешности процесса иптерпализации выступа­ет степень осознанности ишернализуемых влияний.
Социализация как адаптация Ведущей задачей социализации является такое приспособление человека к обществу, формирование таких характеристик индивида, которые обеспе­чивают его нормативное функционирование. Социальная адаптация — процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды. Дезадаптация — нарушение социальной адаптации. Социально-психологическаяадаптация: В необихевиористской ориентации - процесс, посред­ством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений челове­ка с ближайшим социальным окружением. Для интеракционистского подхода характерно ее рассмотрение в качестве успешного вы­полнения личностью ролевого репертуара и умения разрешать возни­кающие ролевые конфликты. В эмпирических исследованиях выделяются три ряда факторов, определяющих успеш­ность социально-психологической адаптации к социальным изменениям: - способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-копцепции; - умение находить определенный баланс между своими ценностными ориептациями и социальной ролью; - ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.
Социализация как конструирование Создание человеком образа социального мира как сотворенной социальной реальности, частью которого является представление о самом себе как части этого мира – социальная идентичность. Конструктирование — приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. Когнитивистская ориентация - выражена в форме взаимодействия между когнитивными элементами (знания, мнения, пункты информации и т.п.) в виде процессов дифференциации, интеграции и соотнесения элементов, обеспечивающих идентификацию и различение между собой отдельных частей явления, объекта; Для анализа социализации исследователи условно выделяют неразрывно слитые между собой четыре ее грани. Три грани характеризуют первую сторону социализации, связанную с "вхождением" человека в общество, это – инкультурация, интернализация и адаптация, вторую сторону социализации, отражающую активное воспроизводство человеком усвоенного социального опыта, отличает четвертая грань – рассмотрение социализации как процесса конструирования.   Для конструкционистского подхода к социализации важно следующее: реальность социального мира и реальность внутрен­него мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляе­мые и интерпретируемые и в этом смысле — сотворенные. Подобный подход позволил окончательно преодолеть традиции «же­сткого» детерминизма в решении проблемы человека и общества.

Наши рекомендации