Особенности процесса воспитания и социализации младших школьников, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и у более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.

Причины школьной дезадаптации.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно учителю общаться спсихологом, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в классе, школе.

В работах Бадмаева С.А., Беличевой С.А. проведен глубокий научный анализ, дана обоснованная характеристика трудновоспитуемости как варианта социальной дезадаптации индивида, т.е. неадекватности его поведения нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.

Виды социально-педагогического сопровождения младших школьников, испытывающих трудности в обучении, воспитании и социализации. (Таблица № 12)

  Характеристика ученика Приемы педагогического воздействия Предполагаемый результат – новый образ ученика
П О М О Щ Ь - употребляющий алкоголь; - употребляющий наркотики; - чрезмерно агрессивен; - выраженная психопатология; - склонность к суициду 1. Убеждение. 2. Информирование 3. Релаксация 4. Целеустроение 5. Установление логических взаимосвязей 6. Проведение логического обоснования · Моделирование своего будущего · Желание лечиться · Доверие к взрослым · Увлеченность общественно-полезным трудом · Забота о близких людях
П О Д Д Е Р Ж К А   - аморальное поведение; - делинквентное, криминальное поведение (воровство, хулиганство, вандализм и др.); - побеги из дома, бродяжничество; - мщение; - власть   1. Убеждение. 2. Проговаривание. 3. Ролевое проигрывание 4. Парадоксальная ситуация. 5. Информирование. 6. Анализ ситуаций. 7. Переоценка. 8. Релаксация. 9. Метафора (метод аналогий)       · Положительная динамика к сотворчеству. · Доверие к родителям, учителям, взрослым · Рефлексивная готовность · Умение работать в группе · Участие в самоуправлении · Участие в кружках технического творчества
С О П Р О В О Ж Д Е Н И Е   - школьные трудности; - травматические события в жизни; - уход от ответственности; - привлечение внимания к себе; - сверхценные увлечения; - застенчивость; - самовозвеличивание   1. Самостимулирование 2. Самораскрытие 3. Убеждение 4. Информированность 5. Повышение энергетики и силы 6. Релаксация 7. Эмоциональное заражение 8. Переоценка 9. Позитивный настрой 10. Стратегия жизни     · Простраивание своего будущего · Доверие к родителям, учителям, взрослым · Творческие успехи в конкурсах · Чтение книг · Общительность · Ответственность за свое будущее

Признаки школьной дезадаптации. Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание, как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист.

Наши рекомендации