Социализация как предметная область педагогики. Компоненты педагогической характеристики процесса социализации.

Принципы социального воспитания.

Под социальным воспитанием принято считать привитие индивидууму ряда знаний и навыков (нравственных, социальных, духовных, умственных), которые помогут ему адаптироваться в обществе. Сочетанное использование всех принципов социального воспитания способствует гармоничному формированию личности. Далее мы рассмотрим сущность, основные принципы и методы социального воспитания человека.

Воспитание природой.

Методы:

· создание мастерских по изготовлению поделок;

· организацию дальних походов с детьми и их родителями;

· выпуск экономической газеты;

· открытие консультативных пунктов по выращиванию экологически чистых продуктов;

· работу в лесничестве в летний период и т.п.

Использование народной педагогики.В последнее время в социальном воспитании используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков. Среди этих методов можно назвать следующие:

· воспитание словом;

· воспитание делом;

· воспитание религией;

· воспитание природой и искусством;

· воспитание традициями;

· воспитание игрой;

· воспитание общественным мнением.

Методы коррекции развития.Так сегодня принято называть педагогическое воздействие на физически здорового ребенка (подростка) с отклонениями в поведении. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опираться на него. Педагог помогает ребенку научиться руководить своим состоянием, общаться с людьми, раскрепоститься, выработать приемлемые в обществе нормы поведения, включиться в общественную жизнь.

Социальному педагогу важно знать причины отклонений в поведении ребенка и постараться нивелировать их. Одна из причин нарушения поведения подростка-школьника - это отставание в учебе.

В перевоспитании используются следующие методы:

· метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;

· метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;

· метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;

· метод "взрыва" по А.С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И.Г. Песталоцци: "Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним".

Метод самовоспитания.Поэтапно процесс самовоспитания можно представить следующим образом:

· выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, выбор пути преодоления;

· желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;

· убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;

· сосредоточить все свои силы для достижения этой цели;

· периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;

· четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими1.

Методы самоорганизации.Чаще всего социальному педагогу приходится сталкиваться с трудными, неорганизованными подростками, которые не могут руководить собственными поступками.

Широко применяемый в воспитании самоорганизации - метод воспитания культуры времени, который предполагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения. Метод "перспективных линий" А.С. Макаренко (ближняя, средняя и дальняя перспективы) был основан именно на воспитании культуры времени.

Методы делового общения.Культура делового общения предполагает в первую очередь необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать, что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое. Воспитанники педагога, придерживающегося этих правил, обычно без труда овладевают культурой делового общения, которая является весьма ценным качеством в их дальнейшей социальной адаптации.

Метод тренинга.Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Самым распространенным являетсяпсихологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека. Подросток анализирует и представляет самого себя в определенной деятельности ("какой я?"). Он узнает мнение окружающих ("какой ты?"). В результате он изменяет свое поведение и отношения с окружающими, принимает и закрепляет новое поведение.

В ходе тренинга проводится упражнение-игра на развитие таких качеств, как самоанализ.

Существуют и другие методы тренинга. Так проводится проигрывание с детьми экстремальных ситуацийи поведения в них ребенка;тренинг сложных социальных ситуаций, рефлексивный тренинг - снятие стереотипа в формах поведения, в отношениях с окружающими;организационный тренинг, направленный на развитие навыков подчинения и руководства другими.

Кроме методов, которые мы разобрали относительно подробно, перечислим еще ряд методов, которые также могут быть востребованы социальным педагогом в его работе. Некоторые из них являются частью охарактеризованных выше.

Метод социометрии- применяется для специальной математической обработки данных по конкретному вопросу. Этот метод предполагает предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.1.

Метод мониторинга- отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений- метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.

Биографический метод- исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения- эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, в том числе пение, проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии, широко применяется в работе социальных педагогов с детьми в интернатных учреждениях, летних лагерях отдыха. Пение и игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости. Они способствуют самоутверждению ребенка, преодолению неуверенности в себе. Этот метод относится к методам лечебной педагогики, но его возможно использовать в обучении и воспитании здоровых детей.

Социализация как предметная область педагогики. Компоненты педагогической характеристики процесса социализации.

Социально-экономическая и морально-психологическая напряженность жизни нашего общества в настоящее время, политическая нестабильность, межнациональные противоречия сопровождаются крутой ломкой сложившихся в годы социализма духовных ценностей. Еще нет достаточной ясности в определении цели-идеала концепции воспитания, в обосновании механизмов социально-возрастного становления личности в новых условиях. Ведущие организаторы воспитательной деятельности: институты государства, педагоги, родители, детские общественные организации — в одних случаях утратили свой авторитет среди детей и молодежи, в других — неясно представляют свои конкретные возможности в условиях рыночной экономики и новых социальных отношений.

Но педагогика как наука призвана в этих условиях принять и теоретически осмыслить новую материальную и духовную среду, новое жизненное пространство современного детства и выстроить иную парадигму образования личности.

Дефиниция «парадигма» (от греческого paradeigma — «образец») была предложена Т.Куном в его концепции смены фундаментальных научных теорий. Под парадигмой в философии науки понимается определенная совокупность общепринятых в научном сообществе идей и методов научного исследования. Применительно к педагогике под парадигмой можно понимать синтез определенных теоретических положений и способов их педагогической реализации, значимых для данного сообщества ученых-педагогов и педагогов-практиков (учителей, воспитателей, родителей). Парадигма педагогики — это своеобразное предельное основание для педагогической деятельности.

Смена парадигмы не происходит по воле даже очень талантливых и активных научных авторитетов. Педагогическая парадигма созревает, когда в обществе возникают новые формы отношений между поколениями, между Взрослым миром и миром Детства, когда складываются новые ценности в культуре, когда оказываются несостоятельными основные компоненты педагогического процесса (цели, содержание, формы и технологии образования, отношения субъектов). Что же должно было произойти на изломе последних десятилетий XX в., чтобы педагогика радикально изменила всю теоретическую модель педагогической деятельности и обратила специальное внимание не только на обучение и воспитание, но и на социализацию детей?

Включение в систему образования такой важной составляющей, как социализация, не случайно. Современное общество переживает и пытается теоретически осмысливать действие нескольких глобальных тенденций в культуре и социальной жизни. Наука просто обязана откликнуться на эти гуманитарные потребности поисками коренных преобразований в области организации социального взросления молодого поколения.

Необходимость преодоления мифологем тоталитарного педагогического мышления настоятельно требует от нас определиться на данном историческом отрезке жизни общества в проблеме цели и задач воспитания. В обществе все отчетливее оформляется убеждение, что цели эти следует черпать не в идеологических доктринах новых политических партий и движений, а выстраивать их как трансформацию культуры.

Культура, по определению М. К. Мамардашвили, «есть умение обходиться со множественным и разнообразным». Это весьма точно подтверждается практикой общественной жизни в истории цивилизации: чем более неоднородным, структурно разнообразным в культурном, политическом и экономическом отношении становится общество, тем большую жизнеспособность оно обретает, тем успешнее справляется с грузом неизбежно возникающих проблем.

Культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках данного социума. Детерминирующим механизмом в этих процессах является ядро культуры. Оно вырабатывается в течение всей исторической жизни народа и выполняет функцию своеобразного социокультурного генетического аппарата. Именно ядро культуры определяет способы реагирования социума на различные инновации, возможности приспособления к меняющимся условиям материальной и духовной жизни или преодоления их.

Попытаемся наметить главные воспитательные основания новой парадигмы педагогики:

1. Основная цель воспитания — «человек как самоцель». Эта своеобразная обратная реакция на десятилетия «социально-заказного» воспитания означает признание уникальности и своеобразия каждого воспитанника, его социальных прав и свобод.

2. Развитие личности идет в течение всей жизни и прежде всего в процессе социализации. Нельзя увлекаться школьным «центризмом» и абсолютизировать возможности воспитания. Воспитание — лишь часть процесса социализации, эпизодическое, хотя и целенаправленное вмешательство в систему жизнедеятельности детей.

3. Ассоциативность и разностороннее сотрудничество старшего и молодого поколения в различных ситуациях воспитания. Приобщая детей и молодежь к социально-культурным ценностям в таком сотрудничестве, воспитание создает практическую среду для социализации, обогащает ее духовное и предметное пространство и само наполняется реальным жизненным содержанием.

4. Отношение к воспитаннику как к субъекту собственного социального становления. Социальное становление на уровне субъекта социализации может охватывать различные сферы жизнедеятельности, идти с неодинаковой интенсивностью, обязательно позитивно проявляется в существенных для личности связях с действительностью.

Рассмотрение теоретических аспектов проблемы социализации обнаруживает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами.

1. Социологический подход. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные — воспитание, образование.

2. Факторно-институциональный подход. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система действия факторов, институтов и агентов социализации.

3. Интеракционистский подход. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

4. Интериоризационный подход. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

5. Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.

1. Коммуникативный компонент. Вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языком компьютера) и использование их в разных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется прежде всего в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В.Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден».


Наши рекомендации