Содержательные характеристики направлений анализа процесса социализации

Направление анализа процесса социализации Основная задача Основные понятия Отличительные особенности направления анализа социализации
  Социализация как инкультурация межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «переда­чи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных кон­кретной культуре особенностей. Инкулътурация - процесс вхождения человека в культуру своего народа. Культурная трансмиссия – основной механизм трансляции культуры на групповом уровне от предшествующих поколений к последующим через обучение. Три вида культурной трансмиссии: • вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценно­сти, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям; • горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ре­бенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками; • «непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике — у окружающих его людей. Нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее ин­ститутами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллектив­ные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.
Социализация как интернализация   Обращение к содержанию усваиваемого индивидом соци­ального опыта. Две основных харак­теристики данного процесса: • усвоение моделей поведения; • усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок.   Социальный опыт – это накопленные за всю историю человечества и закрепленные в обществе (в форме определенных носителей) знания, умения, навыки, чувства.   Интернализация – социализация как совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. 1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъектив­ной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью).   2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения.
Социализация как адаптация Приспособление че-ловека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. Социальная адаптация - процесс достижения соответствия человека требованиям социальной среды.   Дезадаптация – нарушение процесса достижения соответствия человека требованиям социальной среды.   Социаль­ная успешность - основной крите­рий в оценке социального развития индивида. Психоаналитическая концепция: при анализе адаптации направлена на формирование и развитие защитных механизмов личности. Интеракционистский подход: к анализу социально-психологической адаптации характерна ее рассмотрение в качестве успешного выполнения личностью ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты. В эмпирических исследованиях процесса социально-психологиче­ской адаптации выделяются три ряда факторов, определяющих успеш­ность социально-психологической адаптации к социальным изменениям. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-копцепции; во-вторых, умение находить определенный баланс между своими ценностными ориептациями и социальной ролью;в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей. «…социализация выступает как процесс, обращенный назад, как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации…»  
Социализация как конструирование Создание человеком образа социального мира, частью которого является представление о самом себе как части этого мира – социальная идентичность. Конструирование – приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. … роль человека как творца своего социального мира и, соответственно, не рас­сматривают несоответствие индивида требованиям общества как недос­таток, требующий принудительного приспособления, а считают подоб­ное рассогласование основным источником социальной динамики.  

Приложение 1.1

Направления анализа содержания процесса социализации

Наши рекомендации