Универсальные характеристики процесса социализации

Стадии социализации

Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Поскольку до 60-х гг. XX в. считалось, что

процесс социализации завершается в юности постольку одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три ее стадии:

- первичная — социализация ребенка;

- маргинальная — социализация в подростковом возрасте;

- устойчивая, или концептуальная (целостная), — социализа­ция в период с 17—18 лет до 23 — 25 лет.

Одним из первых усомнился в том, что социализация заканчи­вается в молодости, американский ученый О. Г. Брим-младший, который в 1966 г. не только выступил с утверждением, что социализация происходит в течение всей жизни, но и назвал следую­щие различия между социализацией детей и взрослых.

Во-первых, социализация взрослых выражается главным обра-чом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует (а правильнее — формирует. — А.М.) оазовые ценностные ориентации.

Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и свое-к) окружения; дети способны только усваивать их (что довольно спорно. — А.М).

В-третьих, социализация взрослых часто предполагает пони­мание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не различают (что также I юоднозначно. — А. М).

В-четвертых, социализация в детстве строится на полном по-шшовении взрослым и выполнении определенных правил. Взрос-'1ые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ро-|сй на работе, дома и т.д. (у детей дело обстоит аналогично, но роли другие. — А. М.).

В-пятых, социализация взрослых направлена на то, чтобы по­мочь человеку овладеть определенными навыками; социализация чс гей формирует главным образом мотивацию их поведения (что |оже не совсем так. — А. М.).

Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О. Г. Бримом-младшим, ценно прежде всего тем, что фиксирует внимание на непрерывности процесса социализа­ции на протяжении жизни человека. Однако конкретное содержа­ние этих различий явно свидетельствует о том, что О. Г. Брим-младший рассматривает социализацию как субъект-объектный про­цесс. Поэтому названные им различия имеют крен в объектную характеристику и детей, и взрослых в процессе социализации.

Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс поро-1пл новые периодизации ее стадий. Так, ряд исследователей ста-|п различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в пери-<>..'1 взрослой жизни) социализации. В отечественной науке полу­чила определенное признание точка зрения Г.М.Андреевой, ко-трая выделяет три стадии социализации — дотрудовую, трудо-г.ую и послетрудовую.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периоди-|:щией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма ус-юпна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

В соответствии с нашей периодизацией человек проходит ряд ' I алий социализации, каждая из которых включает в себя несколь­ко этапов.

Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 — 3 года), до школьное детство (3 — 6 лет), младший школьный возраст (6 — 10 лет).

Стадия отрочества — младший подростковый возраст (10 — 12 лет), старший подростковый возраст (12—14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15—17 лет), юношеский (18 — 23 года) возраст, моло­дость (23 — 30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30 — 40 лет), позднюю зрелость (40 — 55 лет), пожилой возраст (55 — 65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65 — 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержа­ния и протекания социализации, которая обусловлена особенно­стями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимо­действие человека с теми или иными факторами и агентами соци­ализации, различаются средства и механизмы социализации.

Факторы социализации

В словарях фактор определяется как одноиз необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе со-циализации человека, необходимо рассмот­реть, в каких условиях он происходит. Есть разные подходы к вы­делению условий социализации и их классификации.

Условия, или факторы, социализации в обобщен­ном виде можно объединить в четыре группы.

Первая — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализа­цию всех жителей Земли.

Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный двумя другими группами фак­торов).

Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкульту­рам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и част­ные организации, микросоциум.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса со­циализации в связи с тем, что были и есть теории, абсолютизиру­ющие один из факторов, игнорирующие или отрицающие роль многих факторов. Так, теологи старого образца единственным со­циализирующим фактором признавали религиозные общности. Марксизм утверждал в качестве такового класс. Ортодоксальные фрейдисты принадлежность человека к тому или другому полу рассматривают как определяющий фактор его социализации, а шовинисты всех мастей в качестве такого фактора рассматривают нацию.

В реальности социализация человека протекает во взаимодей-пвии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактичес­ки даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены, выделенные выше факторы социализации также изучены в раз­ной мере. Но и имеющиеся данные о каждом из них позволят дать их характеристику в следующем разделе, учебника.

Агенты социализации

Микрофакторы влияют на развитиечеловека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проте­кает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам амери­канский исследователь Т.Барри и его сотрудники выделили не­сколько типов агентов социализации. Функционально, по ха­рактеру их влияния — это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-на­ставники. Эти функции могут совмещаться в одном лице, а мо­гут и расходиться. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (деды и бабки, тетки и дядья, братья и сестры, другие родственники и домочадцы), а также перодственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По свое­му возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, свер­стниками, старшими или младшими партнерами (сиблингами, товарищами и пр.).

В юности или в молодости в число агентов входят также супруг пли супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляют­ся собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависи­мости от того, насколько они значимы для человека, как строит­ся взаимодействие с ними, в каком направлении и какими сред­ствами они оказывают свое влияние.

Многочисленные исследования не выявили какой-либо иерар­хии в степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящих от общественного строя, системы родства и структуры семьи (И. С. Кон).

Средства социализации

Социализация человека осуществляется широким универсальным

набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:

-способы вскармливания младенца и ухода за ним;

-язык и речь агентов социализации;

-формируемые бытовые и гигиенические умения и представ­ления;

-окружающие человека продукты материальной культуры;

- элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и ис­кусства и др.);

-стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;

-методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстни­ков, в воспитательных, профессиональных и иных социализиру­ющих организациях;

- последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятель­ности: общении, игре, познании, предметно-практической и ду­ховно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная груп­па (большая или малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций — способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического на­силия, системы способов выражения признания, отличия, на­град.

Так, формальные негативные санкции — это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, за­ключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т.п. Неформальные негативные санкции — это выражение удивления, насмешки, отказ подать руку, моральное порицание, отказ под­держивать товарищеские отношения, недоброжелательные сплет­ни и т.п.'

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.

Так, французский социальный психолог I Гард считал основным механизмом социализации подражание. Американский ученый У.Бронфенбреннер — прогрессивную вза­имную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. Н.Смелзер (США) считает важнейшими четыре психологических механизма — имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. Первые два он определяет как по­им ивные, а два других как негативные. В.С.Мухина рассматрива в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В.Петровский — закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе раз­вития личности.

Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько уни­версальных психологических и социально-педагогических меха­ми шов социализации.

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Импринтинг(запечатление — впечатывание) — фиксирова­ние человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом воз­расте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно впечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. Так, травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6 лет) — унижение, жестокое обращение и пр., — оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное по­печение, эмоциональную холодность и т.п. Другой пример — за­печатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иног­да и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нор­мальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в • упружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.

Экзистенциальный нажим(от лат. Ех(s)istentia— существова­ние) — влияние условий бытия человека, определяющее овладе­ние им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведе­ния, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Подражание— произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми чело­век сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемы­ми средствами массовой коммуникации.

Идентификация(отождествление) — эмоционально-когнитив­ный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия— внутренний диалог, в котором человек рассмат­ривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нор­мы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социаль­но-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог: между различными Я человека, с реальными или вымышленными ли­цами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той ре­альности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Названные психологические механизмы социализации действу­ют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации(стихийной) представ­ляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взгля­дов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближай­шего окружения (соседского, приятельского). Общественные нра­вы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведе­ния и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселени­ях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциаль-ные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьян­ство, воровство и т.д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уров­не с помощью запечатления, некритического восприятия господ­ствующих стереотипов (т.е. действуют импринтинг, экзистенци­альный нажим, подражание, идентификация).

Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окруже­ния. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVII в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские пра­вила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традици­онного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменив­шихся условий жизни (например, переезд из села в большой (город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном и (мснении жизненных условий или на последующих возрастных етапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реали-лкицими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой ком­муникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопле­ние им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого по­печения и конфликтного или бесконфликтного избегания выпол­нения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влия-|"| па социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определен­ных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Еффективность этого влияния определяется тем, как тонко под­менил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета Французский балетмейстер Ж.Ж. Новер, что «поскольку страсти, не пытываемые героями, отличаются большей силой и определен­ное гью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или ины­ми героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Таким образом, в русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализаиции.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих их проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этнокон-с|к с еиональной и другой группы. Но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

То есть в русле стилизованного механизма действуют, в пер­вую очередь подражание и идентификация.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лица­ми. В его основе лежит психологический механизм идентифика­ции. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противо­положного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и но­сителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда об­щение со значимыми лицами в группах и в организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое ока­зывает на него сама группа или организация. Поэтому целесооб­разно выделять межличностный механизм социализации как спе­цифический.

Социализация человека происходит с помощью всех назван­ных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и со­циально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.

Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в мало­образованных семьях в больших городах большую роль может иг­рать традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим мо­жет стать рефлексивный механизм.

Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных сферах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следо­вании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью как традицион­ного, так и стилизованного механизмов.

* * *

Из вышесказанного следует, что социализация человека осу­ществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, аген­тами, с помощью различных механизмов, которые не только до­полняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает опре­деленную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, проти­востоять внешнему давлению и т.п.

В заключение заметим, что тем, кто работает с людьми, очень полезно иметь в виду мысль Антуана де Сент-Экзюпери: «Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал. Жить — значит медленно рождаться. Это было бы чересчур легко — брать уже готовые души».

Наши рекомендации