Социально-исторические аспекты становления и развития социально-психологического знания.
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. На это указывает история первобытных обществ. В древних системах воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях. На этом, донаучном этапе развитиясоциальной психологии знания, воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое.
В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений. В античности это взгляды Платона, Аристотеля, в философии нового времени – системы Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля. Этот этап формирования социально-психологических знаний можно условно обозначить как философский. Он характеризовался тем, что происходило постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое и прикладное.
Этап, непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина XIX в.), связан, прежде всего, с 1) развитием языкознания; 2) накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами и потребностями криминологии; 4) становлением массового производства и развитием городов. На этом этапе (условно его можно назвать феноменологическим) социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений. На этом этапе развития социальной психологии ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной обработке и экспериментальной проверке.
К числу положительных моментов развития социальной психологии на феноменологическом (описательном) этапе можно отнести следующие: выделение социально-психологических явлений (высшие психические функции, массовидные явления, коллективная психология) в особый класс; сбор и описание большого фактического материала по подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям.
Социальная психология как область исследования, появилась в конце ХIХ века, но начала оформляться как самостоятельная наука, определяющая свой понятийный аппарат и методы, заявившая о себе как серьезная научная дисциплина, лишь в середине ХХ века.
Своим выделением в самостоятельную область знаний социальная психология обязана происходившим на рубеже ХIХ – ХХ веков драматическим процессам утверждения государств современного типа, индустриализации и урбанизации (процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах). Эти процессы обострили извечный конфликт индивида и общества, привели к небывало активным движениям народных масс и тем самым определили оправданность и необходимость изучения психологических механизмов консолидации больших и малых социальных общностей, общественного сознания и поведения, социальной регуляции действий и поступков людей.
Интерес к феноменам, связанным с общением, взаимодействием людей, появился задолго до возникновения науки, призванной их изучать, с тех пор, когда у человека зарождаются самосознание, «Я» и способность воспринимать другого как подобного себе.
Выход в свет книги Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» в 1908 г. принято считать датой рождения социальной психологии. В 20-е годы XX в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения количественной обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами В.Меде, Ф.Оллпорта, В.М.Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. Эти эксперименты проводились по определенной методике: каждый опыт начинался с одним испытуемым, и постепенно количество участников увеличивалось.
Использование эксперимента позволило исследователям перейти от простого описания социально-психологических явлений в выявлению закономерностей.Экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, развивавшейся вне марксистской традиции. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф.Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.
Начиная с 20-х годов, социальная психология становится ведущим направлением в развитии психологических наук США, Англии, Германии, Франции и Японии. Это было обусловлено тем, что широкий размах прикладных исследований по изучению влияния межличностных отношений на производительность труда, поддерживался крупными промышленными концернами и военными ведомствами.
Основы социальной психологии закладывались первоначально под влиянием господствовавших в начале XX в. направлений психологии: психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, интеракционизма. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их прежде всего возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах.
Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной. По свидетельству ряда американских авторов, вкус отдельных ученых к теоретическим работам грозил утратой веры в их научную компетентность, вызывал сожаление, а порой и презрение. Поэтому экспериментальный период в развитии социальной психологии, в частности в ее американском варианте (а именно этот вариант стал доминирующим на Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.
С одной стороны, именно в рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследования в области малых групп, разработаны методики, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований, с другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа.
Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию.
В дальнейшем доминирующую роль начинают играть модификации выше названных направлений, а также новые социально-психологические подходы и парадигмы. К числу таких новых подходов, появившихся в середине XX в. и признающихся более адекватными, относятся: необихевиоризм, неофрейдизм, интеракционизм и когнитивизм.
Необихевиористы в области социальной психологии сосредоточивали свое внимание на групповых процессах, установках личности, ее статусах, ролях, вопросах методики исследования. Так, Р.Байлз тщательно разработал метод наблюдения; Э.Богардус и Г.Оллпорт – различные приемы шкалирования; Э.Мейо стал одним из создателей промышленной социальной психологии. По убеждению Э.Мейо, главной в повышении эффективности трудовой деятельности человека должна быть забота о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и, в особенности, между рабочими и менеджерами.
Подобно бихевиоризму, исходившему из упрощенных представлений о социальной активности человека, психоанализ, в его ортодоксальном варианте, был ориентирован на индивидуальную психотерапию, в основе которой доминируют бессознательные аспекты (или уровни) психической жизни человека. Суть психоаналитической теории представлена в учениях о вытеснении, детской сексуальности, толковании сновидений и сублимации. Непосредственные последователи З.Фрейда и неофрейдисты предприняли попытку учета роли социальных факторов в развитии психики. Неофрейдисты выдвинули ряд положений о доминирующей роли раннего детства в развитии характера взрослого человека. В рамках неофрейдизма были разработаны: различные локальные модели, описывающие поведение людей; тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.
Интеракционизм, как направление, берет свое начало из социологической ориентации. Его источником является теория символического интеракционизма Дж.Мида. Интеракционизм сосредоточивается на четырех проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Ведущими постулатами этого направления являются: 1) человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации; 2) направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу; 3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми; 4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни. В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т.Сарбин), референтных групп (Г.Хаймар, Р.Мертон), социальной драматургии (Э.Гофман).
Значительным направлением в развитии социальной психологии является когнитивизм, зародившийся в недрах гештальтпсихологии. Исходный принцип когнитивизма – рассмотрение социального поведения с позиции познавательных (когнитивных) процессов индивида. Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами, - взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия / несоответствия.
Особое место в когнитивной социальной психологии занимают теории когнитивного соответствия. Согласно этим теориям, главным мотивирующим фактором поведения индивида признается потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К подобным теориям относятся: теория сбалансированных структур (Ф.Хайдера), коммуникативных актов (Т.Ньюкома), теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера) и теория конгруэнтности (Ч.Осгуда и П.Танненбаумана).
Каждая из этих теорий выделяет определенные аспекты во взаимодействии когнитивных структур, но все вместе они обнаруживают специфику основной объяснительной модели психического в когнитивизме, которая заключается в идее о том, что все поступки и действия индивида совершаются ради построения последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании.
Важной чертой современного развития социальной психологии на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу» социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы. Особое значение при этом приобретают усилия европейских социальных психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии. Именно для этого научного сообщества характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение «социального контекста» исследований. Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских социальных психологов, как А.Тэшфел (Великобритания) и С.Московиси (Франция). А.Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире. С.Московиси является главой французской школы социальной психологии, автором теории «социальных представлений». Как общий анализ состояния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московиси, так и разработка теории «социальных представлений» служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей «социологизации», т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее «социальности» - вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отвечает на них, - таково кредо Московиси и всей европейской школы социальной психологии. Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.