Тренинг как метод социально-психологического обучения персонала. Основные задачи и психологические результаты социально-психологического тренинга.

Феномены и механизмы социальной перцепции.

Задача.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным принципам социально-психологического тренинга относят :

• качественные изменения процессов общения в группе;

• активную позицию участника тренинга;

• ограничение обсуждения -событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);

• персонификацию высказываний;

• намеренную межличностную обратную связь;

• высокую степень включенности эмоциональной сферы участников

Социально психологический тренинг получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля — руководителей, педагогов, врачей, психологов, работников торговли и др. Подготовка специалистов в области психотерапии, предполагающая использование активных методов обучения в групповых формах, также включает социально психологический тренинг. Компетентность в общении является одним из существенных компонентов успешной профессиональной деятельности психотерапевта.

Умение установить эмоциональный контакт, организовать пространство общения, идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения, создать благоприятный «климат общения», выслушать и понять пациента, контролировать собственное экспрессивное поведение (позу, мимику, жестикуляцию), аргументированно высказать свою точку зрения, разрешать конфликтные, проблемные ситуации — таков неполный перечень необходимых психотерапевту навыков. Овладение ими и приобретение опыта более эффективного их применения на практике и является задачами социально психологического тренинга для психотерапевтов. На групповых занятиях с помощью ролевых игр могут выявляться и анализироваться ошибки, допускаемые в общении с пациентом, приобретается опыт ведения клинической беседы, осуществляется коррекция эмоционального состояния. Не менее важная задача социально психологического тренинга, проводимого в системе подготовки психотерапевтов, — выявление поведенческих стереотипов, свойственных участникам группы.

Очевидно, что стереотипы, затрудняющие успешное общение, мешают профессиональной деятельности психотерапевта, однако и стереотипы, в обычном общении способствующие успеху, должны быть отрефлексированы, так как в профессиональной деятельности могут оказаться нежелательными.

Наряду с осуществлением специфических для социально психологического тренинга задач в таких группах, как и при других видах тренинга, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к групповым процессам, и вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональной деятельности.

Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение техники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.

Исследование перцептивной стороны входит в изучение более широкого круга, который носит название социальная перцепция.Социальная перцепция – восприятие и понимание социальных объектов. Социальные объекты – люди, группы и явления социальной жизни. Исследования в этой области являются процессом межличностного восприятия. Именно межличностное восприятие является наиболее изученным.

Результатом межличностного восприятия становится образ другого человека, на основе которого прогнозируется собственное поведение и поведение партнера. Одном из традиционных является исследование закономерностей формирования первого впечатления о другом человеке. Именно при изучении этой закономерности в СП были открыты эффекты межличностного восприятия:

1. Эффект ореола (галло эффект) – склонен преувеличивать однородность личности партнера и впечатления о каком-то одном качестве человека, переносится на личность в целом.

2. Эффект первичности и новизны. Эффект первичности возникает в отношении незнакомых людей, если человек незнаком, то наиболее значимой становится первая информация, полученная об этом человеке. Эффект новизны возникает в отношении знакомых людей, при восприятии знакомых людей наиболее значимой становится новая ранее не известная информация об этом человеке.

3. Эффект проекции, воспринимающий склонен приписывать другому человеку собственные негативные качества.

4. При формировании первого впечатления явление стереотипизации.

При восприятии другого человека мы ориентируемся на социальные стереотипы. Социальные стереотипы – устойчивые представления о каких-либо явлениях или людях, свойственны представителям той или иной группы. Социальные стереотипы создаются группой, члены которой усваивают и принимают. Индивидуальные различия определены личным опытом контактов с представителями той группы, к которой относятся стереотипы. Если такой опыт контакта есть, то он становится более дифференцирован. Если опыта нет – то в зависимости от характера отношений с данной группой – полярный. Содержание стереотипов меняется, по содержанию можно судить об отношениях между группами.

Механизмы взаимопонимания:

1. Идентификация – предполагает уподобление себя другому человеку (попытку поставить себя на место другого человека). 2.Механизм эмпатии – эмоциональное сопереживание другому человеку, на уровне чувств. 3. Рефлексия – осознание человеком того, как его воспринимает партнер по общению. Каузальная атрибуция (буквально приписывание причин) о причинах поведения других людей. 3 вида атрибуции или 3 основных вида причин, приписываемых окружающим.(Келли)

1. Личностная (субъективная атрибуция)Причина наблюдаемого поведения, приписывание субъекту, который это поведение осуществляет.

2. Объектная атрибуция – это ситуация, когда причина приписывания объекту над которым совершается действия.

3. Обстоятельственная атрибуция – причина приписывания обстоятельств, сопровождаемая действием.

Ошибки атрибуции при интерпретации поведения другого человека:

1. Фундаментальная ошибка атрибуции. Наблюдатель склонен переоценивать личностный фактор и недооценивать обстоятельственный. Участник событий к такой ошибке не склонен.

2. Неравные возможности: если наблюдатель видит поведение человека в процессе выполнения им определенной роли, чаще профессиональной, то он склонен приписывать этому человеку качества, требуемые ролью как его собственное (воспитатель детского сада – его роль доброжелательность отзывчивость - это профессиональные, но может не соответствовать действительности).

3. Ложные корреляции, мы произвольно соединяем какую-то характеристику внешности человека и психологическую характеристику, воспринимая особенности внешние, автоматически приписывая психическую характеристику.

Наши рекомендации