Теоретические и социально-исторические предпосылки становления конфликтологии

Конфликты– явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в.,так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в. сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям.
Факторы, повлиявшие на возникновение конфликтологии:– глобализация общества и мира в целом;

– усложнение жизни и отношений;– возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;

– напряженность и повышение уровня стресса.

В XX в.произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликтов. Как научная дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг. за рубежом и в 1990е гг.в России.Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы.

Первый период (до 1924 г.) характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется. Второй (20-30-е гг.) — конфликтологические идеи зарож­даются и развиваются в России как практические правила по­ведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненави­сти достаточно глубоко прорабатывается в религиозных уче­ниях, находит отражение в искусстве и культуре.

С середины 30-х до начала 50-х гг. публикации по иссле­дованию конфликтов в России прекратились.

Третий (с начала 50-х гг. и до 1992 г.) — конфликт начина­ет изучаться как самостоятельное явление в рамках правоведе­ния, социологии, впоследствии становясь объектом изучения психологии, экономики, юриспруденции и т. п.

Четвертый (с 1992 г. по настоящее время) — знания о конфликте выделяются в самостоятельную науку, объединяю­щую, а точнее, базирующуюся на множестве отраслей знаний.

6.Философско-социологический подход к изучению конфликтов (К. Маркс, Р Дарендорф, А Козер, Е.М. Бабосов, А.Г. Здравомыслов).

Первоначальное формирование теории конфликта как определенной сис­темы воззрений на природу общества, его устройство и развитие произошло, по общему признанию, под непосредственным влиянием работ Карла Марк­са. К. Маркс является признанным предшественником современной кон­ фликтологии, его идеи во многом разделяет большинство конфликтологов.

Его основные тезисы, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели общества, связаны с постулированием неизбежности классовой борьбы, воз­никающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы (экс­ плуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположны­ ми интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собст­ венности и ее распределения. К. Маркс не считал себя «первооткрывателем». Маркс пишет о противоречиях и противо­ стоянии частей социальной системы, о неизбежности борьбы, обреченности классового общества на противостояние, которое до поры до времени может находиться в скрытом состоянии. В таком контексте многие положения Марк­ са больше отвечают понятию борьбы, чем конфликта в его современном по­нимании.

Дарендорф представляет диалектиче­скую теорию конфликта в традиции диалектического подхода Маркса, а Ко­зер — конфликтный функционализм, развивающий идеи Зиммеля. По Дарендорфу, социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного различия интересов. Однако в постиндустриальном обществе, исследованием которого и занимался Дарендорф, основное противоречие со­циальных систем перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчи­нения, и основной конфликт оказывается связан с перераспределением вла­сти. Дарендорф подробно разбирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, ре­альные и возможные последствия и т. д.

Успех Л. Козера — в попытках не противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка. Хотя его первые работы и проникнуты протестом против дискрими­нации конфликта как явления, пренебрегаемого традиционными функционалистскими построениями, впоследствии он достаточно осторожно помещает конфликт в свою схему устройства общества. Интересы Козера фокусируются не столько вокруг анализа источников конфликта и его возникновения в социальных системах, сколько на его функциях.

А. Г. Здравомыслов, автор фундамен­тальной работы по проблемам социологии конфликта, пишет, что «кон­фликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего ро­ да клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальны­ ми или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потреб­ностями»

7. Психологический подход к изучению конфликта (М. Дойч, Д. Скотт, М. Шериф, Н. Гришина).

Непосредственное исследование конфликтов как реакции на те или иные особенности внешней ситуации связано с экспериментальными работами М. Дойча в изучении интерперсональных конфликтов и М. Шерифа в области межгрупповых конфликтов. Именно им психология в первую очередь обязана введением конфликта в ранг экспериментально изучаемой психологиче­ской проблематики. Начиная с 1948 года Дойчем были выполнены сотни исследований. Изу­чались кооперативные и конкурентные отношения как внутри групп, так и между ними. Дойч считает, что его теория строится вокруг двух основ­ных положений: одно из них связано с типом взаимозависимости между целя­ ми людей, вовлеченных в данную ситуацию, другое — с типом действий этих людей. Он различает два основных типа взаимозависимости целей: способст­вующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятно­стью или степенью ее достижения другими;

и противоположная взаимозави­симость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или степенью достиже­ния цели другими. Также выделяются два типа действий индивида: эффек­тивные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достиже­ние цели, и ухудшающие действия, имеющие противоположные результаты.

Далее Дойч комбинирует типы взаимозависимости и типы действий, чтобы установить, как они будут влиять на основные социально-психологические процессы.

Ключевым моментом теории М. Дойча является его «закон социальных отношений», в соответствии с которым кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и аттитюдах, готовностью ока­зывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чувствительностью к общим интересам и неподчерки­ванием противоположных интересов, ориентацией на взаимную власть скорее, чем на различия во власти, и т. д. Аналогичным образом конкуренция вызы­вает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хит­рости

Другое известное имя в области ситуационного подхода к изучению кон­фликтов — это М. Шериф с его знаменитыми экспериментами, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия. Вполне закономерно, что именно межгрупповые конфликты стали объектом его внимания, как и интереса многих других исследователей: различные виды социальных, расовых, этнических и других конфликтов требовали поиска практических путей своего разрешения. Соответственно и в психологии на­чинает доминировать желание не столько теоретически объяснять сущест­вующие конфликты, сколько практически по­могать людям справляться с ними.

Причины конфликтов в межличностных отношениях классифицируются по различным основаниям Одна из классификаций выделяет конфликты, обусловленные совместной деятельностью, особенностями межличностных отношений и личностными особенностями студентов, как отметила ранее Н В Гришина. Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве

несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.

значимости своего Я); -сексуальные конфликты (психосексуальная несовместимость); -эмоциональные конфликты (неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях); -хозяйственно-экономические конфликты (противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участи каждого из них, тяжелое материальное положение); 3. В зависимости от поведения конфликтующих: -открытые конфликты-взаимные оскорбления, битье посуды (индивидуальные психологические особенности членов семьи, уровень воспитания); -скрытые конфликты-демонстративное молчание.

Наши рекомендации