Деловой разговор и его виды. Структура деловой беседы

Тема 3.5. Деловое общение в ситуации поиска работы и трудоустройства

Цель занятия:ознакомить студентов с особенностями делового общения в ситуации трудоустройства, видами делового общения.

Ключевые понятия: деловое общение, вербальные и невербальные средства общения, деловой разговор, деловая (кадровая) беседа.

Место проведения:аудитория по расписанию.

Вопросы к изучению:

Понятие и особенности делового общения

Психологические типы собеседников.

Невербальные средства делового общения

Виды делового общения

Деловой разговор и его виды. Структура деловой беседы

6. Классификация бесед. Кадровые беседы

Деловое общение –это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, это межличностное общение с целью организации того или иного вида предметной деятельности: производственной, управленческой, коммерческой и т.д. Его участники, как правило, официальные, должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют принятые стандарты поведения, которые определяются должностными правами и обязанностями работника, традициями данного коллектива, видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными обычаями.

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время беседы, переговоров, на приеме, за столом; предписывает, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т.д. Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать. Деловой этикет включает в себя две группы правил: 1) нормы , действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); 2) установления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Регламентированность включает в себя также правила речевого этикета. Обязательно использование речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых этикетных речевых оборотов, помогающих собеседниками установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку.

Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Как правило, деловые встречи имеют строгий регламент, а чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече.

Важная особенность делового общения – это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и частным лицом и т.п. Необходимо учитывать это и вести себя в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и принятой ролью. Порой люди, связанные между собой родственными, дружескими, интимными отношениями, забывают об этом. В присутствии других сотрудников, посторонних лиц они ведут себя фамильярно, переходят на ты-общение, используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает удел неудачников (увольнение с работы, финансовые убытки и т.п.). Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей как обязательность, верность слову, организованность, соблюдение нравственно-этических норм и принципов, адекватное поведение.

Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов). Поскольку деловое общение связано с определенной профессиональной деятельностью людей в конкретной области, от его участников требуется хорошее знание языка своей специальности.

Наши рекомендации