Исторические аспекты возникновения, становления и развития психолингвистики

<Собственно термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 года, после того, как в США была опубликована одноименная коллективная работа под редакцией Ч.Э. Осгуда и Т.А. Себеока. Но идеи, близкие к проблемам психолингвистики, возникли и развивались значительно раньше. Можно считать, что психолингвистический ракурс изучения языка и речи фактически существовал задолго до того, как группа американских ученых ввела в обиход термин «психолингвистика».> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<Предтечей психолингвистики А.А. Леонтьев называет немецкого философа и лингвиста Вильгельма фон Гумбольдта, так как именно ему принадлежит «идея речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом («общественностью») и человеком» [Леонтьев, 1999, 26].> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<Так, ещё в XIX в. В. фон Гумбольдт приписывал языку важнейшую роль в «мировидении», т.е. в структурировании субъектом поступающей из внешней среды информации. Аналогичный подход обнаруживается в работах русского филолога XIX в. А.А.Потебни, в том числе – в его учении о «внутренней форме» слова. Само это понятие обретает содержание только при условии его психологической интерпретации.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<Отечественная традиция психолингвистического подхода к феномену языка восходит к И.А. Бодуэну-де-Куртенэ (1845-1929), русскому и польскому лингвисту, основателю Казанской школы языкознания. Именно Бодуэн говорил о языке как о «психо-социальной сущности», а лингвистику предлагал числить среди наук «психолого-социологических». Ученики Бодуэна – В.А.Богородицкий и Л.В.Щерба регулярно использовали экспериментальные методы для изучения речевой деятельности. Разумеется, Щерба не говорил о психолингвистике, ведь этот термин в отечественном языкознании закрепился лишь после появления в 1967 году монографии А.А.Леонтьева с таким названием. Однако именно в известной статье Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» уже содержатся центральные для современной психолингвистики идеи: акцент на изучении реальных процессов говорения и слушания; понимание живой разговорной речи как особой системы и, наконец, особое место, отводимое Щербой лингвистическому эксперименту.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<В Советской России развитие собственно психолингвистики началось с середины 60-х годов ХХ века, прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа велась также в институтах других городов страны.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<Каждые 2-3 года проводились всесоюзные симпозиумы по психолингвистике. Советская психолингвистика опиралась на материалистическую психологию школы Л.С. Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на лингвистическое наследие Л.В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<Рассматривая психолингвистику как одну из дочерних областей разработанной А.Н. Леонтьевым психологической теории деятельности, московская психолингвистическая школа долгое время называла психолингвистику “теорией речевой деятельности”, употребляя параллельно и термин “психолингвистика”.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<С конца 1970-х годов проблемное поле психолингвистики развивалось под влиянием состояния дел как внутри лингвистики, так и в науках, со временем ставших для лингвистики – а тем самым и для психолингвистики – смежными. Это прежде всего комплекс наук о знаниях как таковых и о характере и динамике познавательных (когнитивных) процессов.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<Для большинства американских и англоязычных психолингвистов (по образованию, как правило, психологов) в качестве эталонной науки о языке обычно выступает наиболее влиятельная в США лингвистическая теория – генеративная грамматика Н.Хомского в разных её вариантах. Соответственно, психолингвистика в американской традиции сосредоточена на попытках проверить, в какой мере психологические гипотезы, основанные на идеях Хомского, соответствуют наблюдаемому речевому поведению. С этих позиций одни авторы рассматривают речь ребёнка, другие – роль языка в социальных взаимодействиях, третьи – взаимосвязь языка и познавательных процессов.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<Французские психолингвисты, как правило, являются последователями швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980). Поэтому преимущественной областью их интересов является процесс формирования речи у ребёнка и роль языка в развитии интеллекта и познавательных процессов.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

<Развившись на основе различных направлений психологистического языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление рассматривать язык как динамичную систему речевой деятельности (речевого поведения) человека.> (http://www.litkafe.ru/2008/01/08/iz-istorii-vozniknovenija-i-razvitija.html)

3. Актуальные проблемы психолингвистики. - плохо

<Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является одним из центральных вопросов науки о языке. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ реального мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Самое существенное заключается в том, что человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем. Он оказывается в состоянии выходит за пределы чувственного опыта, проникать глубже в сущность вещей, чем это бывает при непосредственном восприятии. Человек может абстрагировать отдельные признаки вещей, воспринимать глубокие связи и отношения, в которые вступают вещи. Это означает, что человек, в отличие от животных, обладает мышлением – специфически человеческим свойством. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным или даже бессильным чувственное познание.> (http://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без речи. Языковое мышление и осмысленная речь – характерные и неотъемлемые признаки человека. Именно здесь коренится разница между чувственно воспринимающим животным и мыслящим человеком.> (http://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

<Поэтому не случайно, что с самого начала развития теоретического языкознания и философии языка ученые пытались выяснить характер связи языка и мышления. В решении этой проблемы у разных ученых обнаруживаются глубокие расхождения. Одни, как Ф.Э.Д. Шлейермахер и И.Г. Гаман, прямо отождествляли язык и мышление. Гаман, например, считал язык воплощением духовности и называл поэзию "родным языком человечества". Другие ученые в паре "язык – мышление" отдавали приоритет языку. Такой подход был характерен для В. фон Гумбольдта, Л. Леви-Брюля, а позднее – для представителей бихевиоризма, неогумбольдтианства и неопозитивизма. Третьи, как, например, Ф.Э. Бенеке, вообще отрицали связь между языком и мышлением.> (http://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

<Между тем слово (как единица языка и как фигуральное выражение для обозначения самого языка) находится между сознанием и мыслимым предметом. При этом оно участвует в бытии обоих. Во-первых, оно отделяет их друг от друга. Благодаря этому человек может отличать возникающее через слово представление от соответствующего предмета. Во-вторых, слово связывает предмет и сознание. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Более того, благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования.> (http://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

<Мышление – самостоятельный процесс и, вероятно, всё-таки первичное по отношению к языку явление (во всяком случае, предметно-логическое мышление). И в то же время наше собственное мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме. Мы постигаем мир согласно способу бытия нашего языка. Каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. По мере того, как мыслимые предметы начинают принимать участие в процессе человеческого общения, сознание, воздействуя на них с помощью языка, вместе с тем приспосабливается к ним. Мышление "движется по миру на повозке языка и возвращается обогащённым к себе самому".> (http://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

<Язык активно включался в процессы мышления. Если вначале существовало только два вида мышления – практически-действенный и наглядно-образный, – то постепенно возник новый, качественно высший вид словесно-логического мышления. За счёт этого стимулировалось развитие мышления вообще. Возникновение и развитие письменности усилило воздействие языка на мышление. Повысилась интенсивность языкового общения, значительно увеличились возможности языка как средства оформления мысли.> (http://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

<Параллельно по мере исторического развития мышления постепенно усиливалось его воздействие на язык. Это воздействие сказывалось главным образом в расширении значений слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка. Таким образом, можно смело говорить, что на протяжении истории человечества взаимное влияние языка и мышления постоянно усиливается и углубляется.> (http://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

<Такое положение вещей не могло не вызвать глубокого интереса к данной проблеме со стороны ученых различных школ и направлений. Связь языка и мышления, психологические процессы, характерные для развития языка, и влияние языка на развитие мышления, стали впервые предметно изучаться в рамках так называемого психологического направления в лингвистике, а позднее – представителями теории речевой деятельности и выросшей на её почве психолингвистики. Однако гораздо раньше эта проблема стала предметом раздумий ученых-философов, которые, собственно говоря, и заложили первый камень в фундамент здания психолингвистической науки, сформулировав многие вопросы, решение которых предстояло искать в будущем. За философами последовали психологи, внесшие огромный вклад развитие проблематики и понятийного аппарата психолингвистики и многих смежных наук, например нейролингвистики.> (http://refbank.ru/psicho/18/psicho18.html)

Наши рекомендации