Эмоционально-волевые процессы.

4 аспекта эмоциональной сферы:

- процессуальный

- профессиональный

- содержательный

- функциональный

Эмоции ситуативны, имеют яркую внешнюю выраженность, связаны с вегетативной нервной системой.

Эмоциями обладают люди и животные.

Чувства –закрепившиеся с помощью второй сигнальной системы устойчивые эмоциональные отношения человека к кому-либо \ чему-либо.

Когда чувства актуализируются они становятся эмоциями.

Группы чувств:

1. Моральные

2. Нравственные

3. Эстетические

4. Интеллектуальные

5. Религиозные

Функции чувств:

1. Сигнальная

2. Регулятивная

3. Мотивационная

4. Коммуникативная

5. Побуждающая

Особенности эмоций и чувств:

1. Большое многообразие

2. Пластичность

3. Амбивалентность

4. Субъективность отражения реальности

5. Яркая внешняя выраженность

6. Продолжительность

7. Интенсивность

8. Устойчивость

9. Управляемость

10. Действенность

Различают натуры:

- эмоциональные

- сентиментальные

- страстные

- холодные

*Воля – способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы н достижении цели и преодалении трудностей.

Функции: волеизъявление, выбор при конфликте целей и мотивов, контроля.

- действия инстинктивные

- действия условно-рефлекторные (приобретенные)

- действия сложные, волевые (цель деятельности, план ее осуществления, наличие трудностей).

Три основных этапа волевого действия:

1. Подготовительный этап – постановка задач, выбор способа и средств деятельности (решимость).

2. Этап исполнения – исполнение принятого решения, корректировка программы поведения.

3. Заключительный этап – анализ и оценка процесса и результата, формирование выводов.

Волевые качества:

1. Целеустремленность

2. Самообладание

3. Самосостоятельность

4. Решительность

5. Инициативность

6. Настойчивость

7. Смелость

8. Дисциплинированность

Психические состояния

Психические состояния –это целостная характеристика психики, человека за определенный период времени, влияющая на псих. активность и эмоцион. работоспособность.

Выделяют:

- личностные и интуитивные

- глубокие и поверхностные

- познавательно-эмоциональные и волевые.

*Стресс – нервно-психологическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на который заранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

- резкое понижение способности принятия решения.

Stress (1956 г.) – совокупность адаптационно-защитных функций организма.

Этапы:

1. Тревоги (шок-противошок).

2. Сопротивление

3. Истощение

Лазаус ввел понятие физиологического и психологического( эмоциональные, информационный) стресса.

Стресс опасен для жизни, но он необходим для человека.

Функции:

- конструктивная

- деструктивная

- диагностическая

*Состояние аффекта (совершать согласно с чувством) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации возбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации состояния.

Эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации.

Сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов.

Этапы:

- резка дезорганизация.

- резкие плохо-контролируемые действия.

- спад напряжения, усталость.

*Страх – безусловно, рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Гиперболизация опасности.

Социально обусловленные причины страха:

1. Угроза общественного порицания

2. Унижение достоинства

3. Неоправдание ожиданий.

*Фрустрация – (лат. Крушение плана) – стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызывающее крушение целей, срыв стратегии планов.

Наши рекомендации