Эмоционально-волевые процессы

Человек способен сознательно регулировать свое поведение, что, в свою очередь, требует с его стороны определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Эти усилия называют волевыми действиями или волей.

Воля –это психический процесс, обеспечивающий человеку преодоление внешних и внутренних препятствий при сознательном регулировании своего поведения и деятельности.

Преодоление препятствий требует волевого усилия.

Волевое усилие – это особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека, создающее дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемое как состояние значительного напряжения.

Воля связана с мыслительной деятельностью человека и его чувствами. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т.е. перестали бы быть волевыми. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с чувствами: то, что является для человека безразличным, не вызывает никаких эмоций и, как правило, не выступает в качестве цели действий.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека, тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

В американской поведенческой психологии вместо понятия воли используется понятие «устойчивость поведения» – настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград.

Воля описывается следующими признаками:

1) связью волевого акта с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;

2) наличием продуманного плана осуществления волевого действия;

3) усиленным вниманием к волевому действию и отсутствием непосредственного удовольствия.

Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому склонен человек приписывать ответственность за результаты собственных действий. Данная характеристика в психологии обозначена термином локус контроля. Он, в свою очередь, может быть экстернальный или интернальный.

Экстернальный локус контроля – качество, характеризующее склонность человека объяснять причины своего поведения внешними факторами (случаем, обстоятельством, судьбой). Склонность к экстернальной локализации контроля связана с такими личностными чертами, как: безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление откладывать осуществление своих намерений.

Интернальный локус контроля – качество, характеризующее склонность человека объяснять причины своего поведения внутренними факторами (памятью, речью, слухом). Люди с интернальной локализацией контроля ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы.

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При объяснении поведения человека при помощи волевого действия пользуются понятием «мотивация».

Мотивация– это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. В одном случае в качестве причины поведения могут выступать психологические свойства субъекта поведения, называемые личностными диспозициями, и тогда говорят о диспозиционной мотивации. Во втором случае в качестве объяснения поведения выступают внешние условия и обстоятельства, исходящие из сложившейся ситуации, тогда говорят о ситуационной мотивации. Диспозиционные и ситуационные мотивации не являются независимыми.

Мотив – это устойчивые личностные свойства поведения конкретного человека, побуждающие его к совершению определенных действий.

Мотив можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности.

Потребность – состояние личности, связанное с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Количество и качество потребностей человека зависит от его уровня организации, от условий и образа жизни. В зависимости от степени осознанности потребностей их подразделяют на влечения и желания.

Желание – состояние актуализированной (осознанной) потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных или противоречивых желаний, т.е. происходит борьба мотивов.

Борьба мотивов – психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности.

Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. То, что человек может выбирать собственный способ действий, переживается им как состояние свободы.

Влечение – состояние неосознанной потребности, переживаемое человеком как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения.

Цель действия – непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти, с ней связан происходящий мыслительный процесс и большая часть эмоциональных переживаний.

Структура волевого действия:

1) возникновение объективной потребности;

2) осознание цели и стремление достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) борьба мотивов и выбор;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) осуществление принятого решения;

8) преодоление внешних препятствий;

9) удовлетворение потребности.

Концепции мотивации фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.

Основным механизмом функционирования мотивации (Hull, И. П. Павлов)является стремление организма снизить напряжение, вызванное возникшим отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Данный механизм имеет название принципа гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное положение.

Основой мотивации поведения (З. Фрейд) является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (инстинкты жизни и смерти) – соматические требования организма. Любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами.

Основной механизм мотивации (К. Левин) – уравновешивание (а не снятие, как в гомеостатических теориях) локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системе. Потребности: истинные (базовые) и квазипотребности (намерения и цели). Левин ввел понятие результирующей мотивационной тенденции: чем больше привлекательность и меньше психологическая удаленность (достижимость), тем выше соответствующая мотивация.

Человек стремится избавиться (Л. Фестингер) от состояния когнитивного диссонанса – противоречия между когнициями (когниция – любое знание, мнение, убеждение), которое воспринимается личностью как состояние дискомфорта. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консанса (когда из Х следует Y). Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге – поведения.

А. Маслоу, сформулировав концепцию мотивации, разработал свою особенную систему в иерархии потребностей и изобразил это в виде «лестницы» потребностей (схема 10):

                   
   
Самоактуализация (самореализация)
 
   
Мотивы оценки: стремление к достижению, самоуважению
 
   
Социальные потребности, потребность в признании и любви
 
   
Потребность в безопасности
 
 
Физиологические (базовые) потребности

Схема 10

Актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня, поскольку их удовлетворение является необходимым условием перехода на следующий уровень. Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном и определяет его поведение.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы эмоций, аффектов, стрессовых состояний, настроений, собственно чувств.

Эмоция (франц. emotion или лат. emovere – возбуждать, волновать) – это психический процесс, протекающий в форме переживаний и отражающий личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Эмоции способны предвосхищать ситуации, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Изменения во внешней или внутренней среде приводят к изменению в эмоциональной сфере, что отражается на особенностях поведения человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны со всеми другими психическими явлениями: ощущением, восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью.

Выделяют следующие основные аспекты анализа эмоций:

1. Физиологические механизмы эмоций: с помощью различных физиологических показателей возможно определение эмоции, переживаемой человеком.

2. Выражение эмоций (эмоциональная экспрессия): носит универсальный характер, что имеет приспособительное значение для выживания человека; мимические компоненты эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором, усиливающим переживание эмоции.

3. Эмоция как результат оценки ситуации (когнитивная оценка ситуации): оценка ситуации играет ведущую роль в субъективной дифференциации эмоций; различные эмоциональные состояния являются оценкой перспективы в плане удовлетворения потребности; оценка собственного эмоционального состояния зависит от собственного физиологического состояния, на которое можно влиять с помощью обратной связи.

К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения, чувства.

Собственно эмоция – эмоциональная реакция как на текущие события, так и на вероятные или вспоминаемые.

Известный психолог, исследующий эмоции, К. Изард выделил следующие эмоции, имеющие характерные нервный процесс, нервно-мышечные комплексы, субъективное качество: 1) интерес, 2) радость, 3) удивление, 4) страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вина; 11) (иногда выделяют утомление).

Эмоциональная реакция характеризуется длительностью (временем протекания), интенсивностью (может быть слабой или сильной), знаком («+», «-» и амбивалентной).

Психофизиолог В. Вундт выделил три пары понятий, которыми описываются эмоции:

1) возбуждение – торможение;

2) напряжение – разрешение;

3) удовольствие – неудовольствие.

Эмоции, стимулирующие активность (возбуждение) человека, побуждающие к поступкам, высказываниям, увеличивающие напряжение сил, называются стеническими (греч. sthenos – сила).

Эмоции, тормозящие деятельность человека (наблюдается пассивность, созерцательность, расслабленность), называются астеническими.

Мощная кратковременная эмоциональная реакция, сопровождающаяся резко выраженными органическими изменениями, значительными изменениями сознания и нарушением контроля над действиями, называется аффектом (лат. affectus – душевное волнение, страсть). Аффект препятствует нормальной организации поведения, его разумности. Чаще всего аффект протекает в результате неудовлетворения очень важной для человека потребности.

Слабая длительная эмоциональная реакция, характеризующаяся направленностью (на объект или на себя), называется эмоциональным тоном.

Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и окрашивающее в течение значительного времени поведение человека. Настроение характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью (человек не замечает настроения). Настроение накладывает отпечаток на умственную деятельность, на особенность движений и действий человека, на эффективность деятельности. Настроение во многом зависит от состояния здоровья, особенностей нервной системы, удовлетворенности или неудовлетворенности человека.

Чувство – культурно обусловленный эмоциональный процесс, отражающий отношение человека к социальному объекту его устойчивых потребностей.

Чувства носят предметный исторический характер и связаны с представлениями человека об окружающем мире; они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в различные исторические эпохи. Сложившиеся как результат обобщения эмоционального опыта чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности, определяя динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений, аффектов. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой иногда годами жизни субъекта. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в его общении с окружающими мотивирующую роль: в отношении окружающих человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства всегда связаны с работой сознания человека (в отличие от эмоций), могут произвольно им регулироваться, помогают в его взаимодействии с окружающими и формируют его отношение к себе. Чувства могут находиться в двух состояниях: актуальном, т.е. явном, и латентном, т.е. скрытом, потенциальном.

Общепринятой классификации видов чувств в настоящее время не существует. Обычно выделяют следующие виды чувств:

1) нравственные (этические) – доброта, любовь, сострадание, милосердие, преданность, гуманность;

2) интеллектуальные – любознательность, сомнение, удивление, радость открытия;

3) эстетические – наслаждение, восторг, юмор.

Иногда выделяют (В. А. Ганзен):

4) религиозные (вера);

5) социальные (желание общения).

9. Психические (функциональные) состояния человека

Объекты и явления внешней среды оказывают постоянное воздействие на организм человека и определяют его функционирование. Благодаря нервной системе и психике человек способен отражать окружающую действительность и регулировать параметры внутренней среды организма. Организм человека, как любой живой организм, существует благодаря возможности постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды: все системы и протекающие в организме процессы должны находиться в равновесном состоянии. До тех пор, пока равновесие сохраняется, организм живет и действует, причем постоянно стремится к сохранению своей стабильности. Получая сигналы об угрожающих изменениях, организм включает устройства, возвращающие ее в равновесное состояние. Это явление в психологии получило название гомеостаза.

Гомеостаз – это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам.

Организм человека, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно и приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится, что определяет возможность выживания человека как вида. Это явление получило в психологии (У. Кэннон) название адаптации. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда».

Адаптация (лат. adaptatio – прилаживание, приспособление)– процесс непосредственного приспособления живого организма к условиям внешней среды, обеспечивающий его устойчивость.

При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, которые в свою очередь оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма – функционального (психического) состояния организма.

Психическое (функциональное) состояние– целостная (интегральная) характеристика своеобразия протекания психических процессов в зависимости от отражаемых человеком предметов и явлений действительности, которая обусловливает выполнение его деятельности за определенный период времени.

Психические состояния характеризуются:

1) целостностью, т.е. выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики;

2) подвижностью, т.е. обладают изменчивостью;

3) относительной устойчивостью; динамика психических состояний менее выражена, чем у психических процессов;

4) взаимосвязью с психическими процессами и состояниями личности; психические состояния являются фоном протекания психических процессов;

5) индивидуальным своеобразием и типичностью; психические состояния выступают «строительным материалом» для формирования качеств личности;

6) крайним разнообразием и полярностью.

Любое психическое состояние человека (Е. П. Ильин) – причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и реагирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:

– психического (переживаниями) – эмоционально-оценочное измерение;

– физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) – активационно-энергетическое измерение;

– поведенческого (мотивированное поведение) – мотивационно-побудительное измерение.

Всякое психическое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем; причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека.

Рассматривая психическое состояние, необходимо выделять две качественно различные стороны – субъективную и объективную. Субъективная сторона психического состояния относится к личностным образованиям и отражается в переживаниях субъекта, определяя особенности формирования мотивированного поведения. Объективная сторона психического состояния связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза. У человека субъективная сторона состояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Именно особенности личности во многом определяют характер психического состояния и являются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации организма к условиям среды. Следовательно, психическое состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных переживаний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и от степени развития тех или иных волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на психическое состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности.

Существует несколько классификаций психических состояний, которые во многом условны. Например, В. А. Ганзен выделяет следующие:

1. Положительные психические состояния человека: любовь, счастье; состояние профессиональной пригодности; состояние волевой активности; творческое вдохновение; решительность.

2. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность; стресс; беспокойство, тревога; агрессия; фрустрация; персеверация (пассивное состояние); ригидность (сопротивление изменениям).

3. Специфические психические состояния: медитация, гипноз; боль, анальгезия; эйфория, дисфория; вера.

Выделяют несколько типичных психических состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов.

Релаксация – состояние, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (утомление, засыпание) и произвольной. Обычно произвольная релаксация вызывается в процессе аутогенных тренировок. Для релаксации характерны: высокая программируемость и возможность вызывать ее с помощью самовнушения, сниженный уровень самоконроля и критичности.

Сон – состояние, характеризующееся специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах: значительная обездвижимость и отключенность от сенсорных воздействий внешнего мира.

Оптимальное рабочее состояние – состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности, сопряженное с некоторым напряжением психических и физических механизмов регуляции. Это состояние часто называют состоянием комфорта. Это состояние при дальнейшем своем развитии переходит в утомление.

Утомление – состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся субъективным ощущением усталости, физиологического дискомфорта, чувством вялости, слабости, потерей интереса к работе. Это состояние возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, обеспечивающих деятельность. Утомление имеет различный уровень проявления: физиологический, психологический, поведенческий. В зависимости от интенсивности и локализации нагрузок утомление может быть острым или хроническим.

Стресс – состояние, связанное с необычной или несвойственной для организма или какой-либо его системы реакцией на внутренний или внешний стимул. Часто состояние стресса (Г. Селье) рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов, приводящее к неспособности человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Механизм возникновения стресса описал канадский биолог и врач Г. Селье. Все внешние воздействия в большей или меньшей степени вызывают в организме изменения, требующие адаптационной перестройки, совокупность которых называют реакцией тревоги. Через сутки после возникновения реакции тревоги в организме обязательно происходит новая серия изменений (присущая не только человеку, но и животным), называемая реакцией ожидания, которая делает организм, используя функциональные резервы, более устойчивым к воздействию, породившему эту реакцию. Если внешнее воздействие имеет суточную периодичность, то возникающая на следующие сутки под его влиянием реакция тревоги формируется уже на фоне реакции ожидания, образуя смесь реакции тревоги и ожидания. Восстановительные процессы, характерные для реакции ожидания, уменьшают изменения, происходящие во время реакции тревоги. Стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные.

В зависимости от интенсивности внешнего воздействия все реакции организма можно условно разделить на три фазы:

1. Фаза тревоги. Адаптационный процесс осуществляется за счет повышения функциональной активности органов и ткани, принимающей участие в данном процессе; происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость.

2. Фаза резистенции (стабилизации). Адаптация осуществляется за счет структурных перестроек, повышая резервные возможности организма; отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма; параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне (на этом базируется тренировка организма к различным физическим и химическим воздействиям).

3. Фаза истощения. Функциональные резервы организма исчерпаны, структурные перестройки не в состоянии помочь органам и тканям, и им приходится функционировать с перенапряжением за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что ведет к развитию заболеваний и в конечном счете к гибели организма.

Крайне отрицательное проявление стресса носит название в психологической литературе дистресса.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, отсутствие) – это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Иногда под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. Фрустрация обычно связана с диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации.

С точки зрения соответствия психического состояния человека в норме выделяют три основных типа состояний: норма, пограничное состояние, патология.

Пограничные психические состояния возникают вследствие несоответствия между имеющимися у человека социальными и биологическими возможностями переработки информации (имеется в виду ее количество и скорость переработки) и необходимостью осуществить переработку информации в конкретных условиях деятельности.

Регуляцию отрицательных психических состояний можно осуществлять следующим образом (Р. М. Грановская):

– изменить или ликвидировать раздражитель;

– уменьшить интенсивность раздражителя, сместив свою точку зрения на него;

– облегчить воздействие раздражителя с помощью включения ряда способов (например, аутогенная тренировка).

Наши рекомендации