Тема 6. Эмоционально-волевые процессы. Воля

1.Общая характеристика волевых действий.

2.Психологические теории воли.

· Проблема воли в работах античных философов. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения.

· Экзистенциализм как «философия существования».

· Подход И.П.Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А.Бернштейна.

· Психоаналитические концепции воли.

Физиологические механизмы волевого действия.

· Физиологические основы воли.

· Апраксия и абулия.

· Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий.

3.Структура волевых действий.

4.Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия.

5.Решительность и процесс принятия решения.

6.Борьба мотивов и исполнение принятого решения.

7.Волевые качества человека и их развитие.

8.Основные качества воли.

9.Основные этапы и закономерности формирования воли.

10.Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

11.Значение игры в развитии воли у ребенка.

Терминологический тезаурус: воля.

Основная литература

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.

2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

3.Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.

4.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.

Дополнительная литература

1.Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Академия, 2002.

2.Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.

3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.

4.Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.

5.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996.

Тема 7. Воображение

1.Сущность воображения:

· Роль воображения в жизни человека.

· Воображение и вдохновение.

· Воображение и представления.

· Воображение и проблемная ситуация, воображение и мышление.

2.Физиологические основы процессов воображения.

3.Функции воображения.

Активизация мышления.

Управление состояниями.

Регуляция познавательными процессами.

4.Основные приемы создания новых образов.

Агглютинация.

Гиперболизация.

Схематизация.

Заострение.

Типизация и др.

5.Виды воображения.

Классификация по результатам: воссоздающее и творческое воображение.

Классификация по способам активности: активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Классификация по предмету, материалу деятельности: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное) воображение.

Классификация по виду деятельности: художественное, техническое, музыкальное воображение и др.

6.Воображение и творчество.

Терминологический тезаурус: воображение, представление.

Основная литература

1.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

3. Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.

4. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Дополнительная литература

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1984.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.

4. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ─ СПб.: Питер, 2001.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

Тема 8. Память

1.Определение и общая характеристика памяти.

2.Процессы памяти.

· Запоминание.

· Cохранение.

· Воспроизведение.

· Узнавание.

· Забывание.

3.Виды памяти.

Классификация по характеру психической активности: моторная, образная, вербальная, эмоциональная.

Классификация по продолжительности сохранения материала: кратковременная, долговременная, оперативная.

Классификация по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная.

4.Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти.

Кривая Эббингауза.

Магическая формула Миллера.

Эффект Зейгарник.

«Параллелограмм» Леонтьева.

Реминисценция.

5.Формирование и развитие памяти.

Терминологический тезаурус: память.

Основная литература

1.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

2. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.

3. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Дополнительная литература

1.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.

2. Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.

4. Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

Наши рекомендации