Волевые процессы и волевые качества личности

1. Сила воли –основная характеристика, определяющая интенсивность волевых проявлений в континууме сила-слабость; сильную волю характеризуют как решительность, настойчивость, смелость, умение полностью владеть собой и др.

2. Содержание –т.е. на что направлена воля.

3. Активность –врожденное качество, определяет стремление индивида к взаимодействию с окружающей действительностью; при этом отмечается еще скорость и разнообразие деятельности.

4. Конформность –тенденция изменять свое поведение под влиянием других людей, чтобы оно соответствовало мнению окружающих. Близкие понятия: внушаемость, зависимость. Крайнее проявление неконформности – негативизм.

5. Уровень притязаний –на что претендует человек. Хорошо показывает самооценку человека (самооценка измеряется не только тем, как человек оценивает себя сам, но и тем, как его оценивают другие).

6. Локус контроля: экстернальный –склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности внешним силам и обстоятельствам, что говорит о безответственности, неуверенности в себе, тревожности; интервальный –ответственность за деятельность несут собственные усилия и способности. Люди с интервальным локусом более ответственны, общительны, независимы. Локус контроля –достаточно стабильная личностная черта.

Иногда выделяют: а) Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. б) Вторичные или произвольные волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. в) Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Мотив и мотивационная сфера

Поведение человека определяется двумя функционально взаимосвязанными сторонами: регулятивной и побудительной. Регуляция поведения осуществляется посредством различных психических проявлений, таких как ощущения и восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоции и др. Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Т.е. то, как складывается поведение от начала и до конца в данной конкретной ситуации. Однако поведение возникает не само по себе, а в силу каких-то причин, побуждений к нему. Побуждение обеспечивает активацию и направленность поведения. Описание механизмов активности и направленности поведения традиционно связано с понятием мотивации. Более широко оно понимается как вся совокупность факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Наиболее важными из всех мотивационных понятий являются понятия «потребность», «мотив» и «цель».

Потребность –исходная форма активности живых организмов. Понятие «потребности» характеризуется двумя основными свойствами, отражающими ее объективную и субъективную стороны:

1) потребность – объективная необходимость субъекта (организма, социального индивида, личности) в чем-то внешнем, содержащемся в мире, в котором он живет и действует. Это «что-то внешнее» может быть названо благом для удовлетворения потребности или ее предметом – материальным или идеальным. Предмет, который может удовлетворить потребность, жестко не фиксирован. Объем потребности это количество благ, необходимых для ее удовлетворения. Различают постоянный и актуальный объем: первый это количество благ всегда необходимых субъекту для поддержания его жизнедеятельности, а второй – потребных ему именно в данный момент (что и вызывает состояние нужды);

2) потребность представлена субъекту психически (это и есть собственно психологический аспект потребности). В этом аспекте прослеживается связь потребностей с эмоциями. Желания, стремления, убеждения – другие формы отражения потребностных состояний человека. При неудовлетворении органических или социальных потребностей возникает непосредственный эмоциональный ответ – фрустрация.

Основными характеристиками потребностей являются: сила, периодичность возникновения, способы удовлетворения, предметное содержание. Кроме элементарных биологических потребностей у человека имеются и более высокоорганизованные социальные и духовные потребности: в контакте с себе подобными (т. е. общении, социальных контактах) и во внешних впечатлениях (или, в более широком смысле, в познании).

Таким образом, потребность – объективная необходимость в благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний и т.п.

Теперь обратимся к определению мотива, который возникает тогда, когда потребность обретает свое конкретное предметное содержание. Происходит это в акте или процессе её опредмечивания. Мотив – эмоционально закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения человека могут выступать самые различные предметы. Отсюда понятие «мотив» можно обозначить как устойчивое личностное свойство, которое как бы изнутри, от человека побуждает его к совершению определенных действий для обретения нужного предмета потребности (воспринимаемого, представляемого или мыслимого)

Основные психологические функции мотива заключаются в следующем: 1) мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает ее, обеспечивает энергетически; 2) мотив придает направленность производимой деятельности. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату; 3) мотив осуществляет смыслообразование, благодаря чему понятие «мотива» выходит на субъективный, личностный уровень. Смысл – это ответ на вопрос: зачем? А в развитой личности этот вопрос является решающим, поэтому смыслообразующая функция мотива становится психологически главной.

Виды мотивов различают по виду тех потребностей, которым они отвечают, по форме отражения предмета потребности, по степени обобщения предмета, по степени участия в них сознания.

Термин «мотивация» –более широкое понятие, чем мотив, и охватывает всю совокупность факторов активности человека, определяющих ее направленность. Сюда включаются не только внутренние факторы активности человека, но и внешние, ситуационные факторы. Психологические факторы, которые изнутри предопределяют поведение человека, часто еще называют личностными диспозициями. В этих случаях говорят о диспозиционной мотивации. Внешние причины поведения обусловлены ситуацией, и их, соответственно, определяют как ситуативную мотивацию.

Диспозиционная и ситуативная мотивация не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации и, напротив, активизация определенных диспозиций (потребностей, побуждений) приводит к изменению восприятия ситуации субъектом. Он воспринимает и оценивает ее предвзято, исходя при этом из своих актуальных интересов и потребностей. Один и тот же человек, в зависимости от его актуального состояния, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Практически любое поведение человека детерминировано как диспозиционно, так и ситуационно.

Таким образом, сиюминутное, т.е. актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций и ситуаций. Мотивация в данном случае понимается как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Она объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целевой деятельности, направленной на достижение определенной цели. Термин «мотивация» в широком понимании используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Цель – в психологии обозначают как ожидаемый результат, на который направлено актуальное поведение человека. Цель, в отличие от мотивов, всегда осознается. Идеальный образ будущего результата становится целью лишь в связи с определенной потребностью, мотивом или системой мотивов. Тогда он приобретает побудительную силу и начинает направлять конкретные действия. Цель является основным объектом внимания человека в данный момент времени, с ней также связано мышление и большая часть эмоциональных переживаний. Психофизиологической основой цели является акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством сличения достигнутого результата с требуемым.

Потребности, мотивы и цели –основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах и каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей.

При изучении потребностно-мотивационной сферы центральной является проблема ее строения. Существуют три принципиальных решения этой проблемы: а) выделение базовой мотивации и механизмов ее преобразования; б) исследование закономерностей функционирования и развития ситуативной мотивации, возникающей при выполнении действия; в) разделение потребностей по способу удовлетворения, связанное с определением их собственно человеческой специфики.

Теоретически основанием выделения базовой мотивации является представление о том, что мотив изначально присущ субъекту. Базовые потребности выступают как врожденные основания потребностно-мотивационной сферы, или, во всяком случае, изначальные для ее анализа, в результате преобразования которых возникают остальные, производные потребности.

По поводу трактовки понятия мотива существует множество мнений, дискуссий, противоречивых подходов. Однако есть объединяющая позиция, согласно которой мотив – это побудитель, так как сам термин происходит от лат. movere, что значит побуждать, толкать. Разногласия начинаются с психологического понимания самой функции побуждения, с выделения ее реального исполнителя. Мотив стоит за всякой деятельностью, но как можно его объективно установить, обнаружить? Для одних научных школ мотив есть внешний стимул, для других – это явление отраженное, психическое. Кто-то считает мотив принадлежащим деятельности, а кто-то – личности.

Определение «мотива» связывает категорию «мотивации» с «поведением» и «деятельностью» как специфической формой поведения. С одной стороны, мотив – это опредмеченная потребность, с другой – это те психологические условия, в которых протекает деятельность человека, в том числе это состояния нужды и эмоций.

Мотив – это психическое образование, определяющее процесс осознанной и целенаправленной деятельности. Следовательно, мотив проистекает из специфики мотиваций и опосредован осознанной предметной деятельностью человека в среде. В сознании мотив представлен в виде некоего эмоционально-когнитивного образования и служит, вероятно, конечной причиной, как стабильности, так и изменчивости поведения и деятельности человека. Следовательно, мотив выступает связующим звеном между поведением и действующей мотивацией.

Формирование мотиваций и производных от них мотивов происходит наиболее интенсивно в первые 10-15 лет жизни, но продолжается уже с меньшей скоростью и продуктивностью в течение всей жизни человека. Основными детерминантами мотиваций являются, во-первых, индивидуально типологические особенности человека, возможно наследственной природы, и во-вторых, средовые воздействия, которые модифицируют, тормозят развитие одних и способствуют формированию других мотиваций. Социальные механизмы, влияющие на развитие мотиваций, отражаются в общественном и индивидуальном сознании в форме различных ценностей – образов предметов и явлений внешней среды, ради обладания которыми действует человек. Таким образом, ценности внешней среды совпадают с опредмеченной потребностью.

К категории «мотив» тяготеет понятие «интересы», используемое как свидетельство устойчивости того или иного мотива или системы мотивов в течение некоторого периода жизни человека. Словосочетание «познавательные интересы» подразумевает устойчивую мотивацию познания вместе с ее личностной спецификой (интерес конкретно к чему–либо, ради чего–либо, с помощью каких средств реализующийся).

Одной из главных особенностей человеческого сознания является активность в выборе целей и средств их достижения. В этом выражается свобода воли человека. Человек свободен в своих мыслях и действиях не потому, что они причинно не обусловлены, а потому, что объективные условия не вынуждают его поступать однозначно. Он всегда имеет возможность решить, выбрать, как именно ему следует поступить. Принимаемые решения зависят от совокупности внешних обстоятельств и от зрелости самого человека, его способности к самоопределению и самодетерминации своих действий.

Классификация мотивов:

1. Физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность).

2. Потребности в безопасности (безопасность и защита от боли, страха, гнева).

3. Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединённости, идентификации.

4. Потребности самоуважения (в достижении, в признании, в одобрении).

5. Потребности самоактуализации (реализации собственных возможностей и способностей).

Физиологические потребности и потребности в безопасности составляют низшие потребности (нужды), остальные –высшие (потребности роста). Большинство мотивов, которыми руководствуется человек, не являются изолированными. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные, но человеку свойственно стремление к самоактуализации. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит радость. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность и т.п.

Наши рекомендации