Семинар № 16. Эмоционально-волевая сфера личности: эмоции, чувства, волевые процессы (2 ч.)

План:

1. Физиологические основы эмоций и чувств.

2. Классификация эмоций.

3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:

а) настроение;

б) аффекты;

в) стресс и фрустрация

4. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.

5. Произвольность и волевые состояния.

6. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.

Литература:

· Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.

· Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).

· Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).

· Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. №1.

· Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно - познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.

· Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).

· В. И. Чирков. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения. - Ж. ВП., 1996, №3.

Методические указания:

Ø Рассмотрите проблему: роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (приведите примеры);

Ø Составьте классификацию эмоций (в виде таблицы). При подготовке ко второму вопросу особое внимание уделите рассмотрению следующих теорий: теория Джемса – Ланге, теория эмоций Кеннона – Барда, теория Л. Фестингера.

Ø Дайте общую характеристику эмоциональных состояний человека: настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализируйте связь эмоций с потребностями личности.

Ø Проанализируйте связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?

Семинар № 17. Изучение эмоциональных состояний человека. Способы повышения саморегуляции (2 ч.)

Методические рекомендации:

Ø Выполнитеь теоретическое задание

1. Проанализировать методы изучения психических состояний.

2. Способы регуляции психических состояний

Ø Выполните практическое задание

· Провести следующие методики:

- оценка функционального состояния САН;

- определение доминирующего психического состояния.

· На основе результатов исследования составить сводную ведомость.

· Проанализировать результаты и сделать выводы.

Литература:

· Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 56-57.

· Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. - № 4, 2001. С. 31 – 38.

· Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004, - 480 с.

Семинар № 18. Человек как субъект деятельности и общения (2 ч.)

План:

1. Человек как субъект деятельности и общения.

2. Общая структура деятельности.

3. Общение: функции, виды, роль восприятия в процессе общения.

Литература:

· Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 93 – 100. (конспектирование)

· Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117.

· Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 илиА. В. Петровский. Введение в психологию. М., - Академия. 1995. Гл. 11. С. 280-309.

· А. А. Бодалёв. Восприятие человека человеком. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 117-123. (конспектирование)

Дополнительная литература:

· Ж. Годфруа. Что такое психология: в 2 т. М., «Мир», 1996. Т. 1. С. 371-377.

Методические рекомендации:

Ø Законспектируйте выделенные статьи.

Ø Отработайте проблемы: сущность категорий «деятельность», «общение»;

Ø Дайте характеристику видов деятельности: игровая, учебная, трудовая.

Ø По статье А.А.Леонтьева раскройте характеристику компонентов структуры деятельности: действие, мотив, цель, действие, операция, внутренняя деятельность.

Ø Кратко раскройте стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную; в конспекте статьи А.А.Бодалева раскройте понятие «механизм обратной связи». Приведите примеры.

Ø Необходимо знать значение следующих терминов: деятельность, действие, операция, мотив, цель, внутренняя деятельность, общение, обратная связь, установка.

Наши рекомендации