Второе, что дает Эдип – это разведение успешности и «любимости».

В эдипальной ситуации ребенок ощущает огромную тревогу. Но в психике все запрограммировано грамотно. То есть, если тревога огромна и продолжает нарастать, тогда начинают расти и защиты. Если защиты не могут справиться с чрезмерно высоким уровнем тревожности, тогда возникают самые различные симптомы (которые, часто безуспешно, пытаются лечить медикаментозно). У ребенка в этот период, как правило, очень интенсивно формируются защитные механизмы. И в тот момент, когда тревога достигает своего пика, потому что трудно и тяжело, и присутствует огромная беспомощность, так как надо отказаться от объекта, защиты дорастают до достаточно высокого уровня. В частности, растет сублимация.

Сублимация – процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью или агрессивностью, но порожденные силой этих влечений. Сублимация представляет собой (в отличие, например, от расщепления или проекции) зрелую форму защиты второго уровня. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.

В процессе сублимации происходит переключение с сексуальной цели (либо с цели, на которую направлена агрессия) на социально значимые объекты, чтобы осуществление влечений происходило социально полезным и приемлемым способом. Таким образом, сублимация освобождает деятельность от диктата инстинктного напряжения.

И ребенок достигает в этот период еще одной важной вещи. Эдипальная ситуация формирует у ребенка навык справляться с одной из самых тяжелых ситуаций в нашей жизни – всеобъемлющим желанием объекта, который недоступен. Это еще один психологический смысл, который вкладывается в прохождение эдипальной фазы.

Мы все влюблялись. И у кого было, что любовь невзаимная? У всех. Можно двадцать лет биться об стенку, и говорить: “Я тебя всю жизнь люблю, и всю жизнь буду ждать”. У него уже трое детей и из семьи он никогда не уйдет. Все равно: “Буду ждать”. Не могу отказаться от объекта. А есть люди, которые говорят: “Да, больно, да, тяжело, но это заканчивается, переживается, а я поворачиваюсь лицом к другому объекту”.

Эдипальная ситуация – это переживание недоступности объекта. Это очень важно пережить. «Я борюсь за этот объект, а он оказывается недоступен, я испытываю беспомощность, тревогу, злость, но, в конце концов, поворачиваюсь к девочке Маше из пятой парадной, и мама принимает и помогает строить мне эти отношения». Что делает ребенок? Он берет и отводит свое либидо от тех объектов, на которые оно изначально направлено. Потому что на этой тревоге, во взаимодействии с первичными объектами выросли защиты, в том числе сублимация, отведение от цели.

Что происходит с ребенком? Ребенок учится отказываться от недоступных целей. Дело в том, что у нас в жизни у всех есть цели, которые по своей сути являются недоступными, и их достаточно много. Причем они могут быть в сфере отношений и в сфере деятельности. И ведь для того, чтобы от этих целей отказаться, нужно пережить свою беспомощность, пережить очень серьезно, интенсивно. Это тяжело, но именно опыт эдипальной ситуации учит ребенка переживать эту беспомощность. Переживать за счет того, что на него никто не давит, ничего не «вешает».

Вот если ребенку не удастся это пережить, за счет того, что он выиграет эдипальную ситуацию (к примеру, родители разведутся), тогда такой ребенок лишается возможности приобрести способность отказываться от объекта. И сколько людей мучается, страдает от этого. Влюбляются, по двадцать лет ждут, и ничего не получается.

На кафедре урологии был случай. Надо было ввести катетер в мочевой пузырь, доктор очень нервничал, так как аппарат был новый. Когда у пациентки, бабушки лет семидесяти, спросили про роды и аборты, оказалась, что она девственница. Она сказала, что «ведь война была, мужиков-то не было, и она вообще не знает, что это такое». Я думаю, что у нее была травмирована психика, и было просто очень страшно, а причина не в том, что мужиков не было.

Так вот, в эдипальной ситуации ребенок обретает опыт, и в будущем подобные ситуации становятся нестрашными, потому что если вы уже один раз с чем-то столкнулись и справились, то второй раз справиться значительно легче (этот путь вам уже известен и, поэтому, у вас не возникает тотальной беспомощности). Кто один раз развелся, второй раз уже не так страшно. Уже точно знаешь, что выживешь, если, конечно, выжил. Если умер и с трудом собрал кости, то лучше тогда замуж больше никогда не выходить, потому что страшно снова через это пройти.

Таким образом, в этих пунктах эдипальная ситуация является базовой. И в норме защиты дорастают до такой степени, что ребенок становится способным отвести свое либидо от родителей и перейти в следующую фазу развития, в латентный возраст.

В норме, латентный возраст – это период примерно с 5-6 лет до 11-13 лет. И несколько последующих лекций у нас будут посвящены именно этому периоду.

Мы поговорим о том, как грамотно подготовить ребенка к школе, как эффективно и мягко организовать процесс его адаптации, как добиться гармонии в отношениях первоклассника и его первого учителя и о многом другом, что предшествует и сопутствует началу периода школьного обучения.

Редакция конспекта стенографии цикла лекций Сокальской Е.А. по теориям развития. Восточно-европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург 2002 г.


Наши рекомендации