Мифологическиеистокитрагедии «Эдип-царь» Софокла. ПутьЭдипакистине (потрагедииСофокла «Эдип-царь»).
СредитрагедийСофокласамаяпрославленная – «ЦарьЭдип». Онапоистиневенецтрагическоготеатра. Однаизвершинмировойдраматургии.
ВэтойклассическойтрагедиирокаСофоклзапечатлелегонеотвратимость, откоторой, привсехусилиях, неспособенуйтичеловек. Есливначалегерой – предметпоклоненияивосхищения.товфиналеоннизринутвпучинупозораинесчастья.
ОСОБЕННОСТИКОМПОЗИЦИИ. Захватывающийдраматическийсюжетполучилблестящеехудожественноерешение. Самакомпозициятрагедии – экономна, гармоничнаиможетвомногихотношенияхсчитатьсяклассическимобразцом. УСофоклаполезноучитьсятому, какэкономноиэффективностроитьпьесы.
Особенностькомпозициитрагедиивтом, чтоееглавныесобытияужепроизошливпрошломинепосредственнонасцененевоспроизводятся. Зрительвидитихразвязку. Входедраматургическогодействия «реконструируются» прошлыесобытия, чтодостигаетсяспомощьюретроспекций, эпизодовдавнослучившихся, окоторыхупоминаютврепликах, вспоминаютгерои. У «ЦаряЭдипа» – свояоченьинтереснаяпредыстория. Софоклдалпримертого, какможнодраматургическимисредствамиприобщитьзрителяксобытиям, имеющимбольшуювременнуюуглубленность.
МИФОЛОГИЧЕСКАЯОСНОВАТРАГЕДИИ. Сюжет «ЦаряЭдипа», подобномногимдругимтрагедиям, – этообработкамифа. Онотноситсякособомуциклумифов, Фиванскому. Этосказания, связанныесгородомФивы, ссудьбойегогероев. ГреческийписательАполлодортакизлагаетзапечатленныевмифесобытия, лежащиевосновесофокловскойтрагедии.
ЛайвоцарилсявгородеФивыиженилсянаИокасте. Однакодельфийскийоракулпредрекему, чтооннедолжениметьдетей, ибоегоребенокстанетотцеубийцей. Когдаребенокпоявилсянасвет, ЛайотдалегопастухуиповелелотнестинагоруКиферон, предварительнопроколовемупряжкойголени. Отсюдаимяребенка – Эдип, чтоозначает: спроколотыминогами. НопастухизгородаКоринфанашелребенкаипередалегобездетномуцарюПолибу, которыйегоусыновил. Ребенокроссильнымисмелым. Долгоевремяонничегонезналосвоемпроисхождении. Однаждыегоназвалиподкидышем. ТогдаЭдипобратилсязаразъяснениемкдельфийскомуоракулу, просяоткрытьемутайнуегопроисхождения. Оракулответилуклончиво. Онлишьсказал, чтобытотневозвращалсянародину, посколькуемусужденоубитьсвоегоотцаиженитьсянасвоейматери. Услышавэтоиполагая, чтоон – сынПолиба, Эдип, надеясьуйтиотсудьбы, оставляетКоринф. Однажды, проезжаяпоузкойгорнойдороге, онповстречалехавшегонаколесницецаряЛая, которыйпотребовал, чтобыЭдипуступилемудорогу. КогдаЭдиппроявилмедлительность, ЛайударилодногоизконейЭдипа. Вспылив, ЭдипубилЛаяиегослугу, незная, ктонасамомделебылпередним. ПослеэтогоонприбылвФивы.
Вэтовремягородпостиглабеда. Богинаслалинанегочудовище – Сфинкса, имевшеголицоженщины, грудь, лапыихвостльва, акрыльяптицы. Сфинксуселсянагореисталодолеватьфиванцевзагадкой: кто, имеяодинитотжеголос, утромявляетсячетвероногим, днем – двуногим, авечеромтрехногимсуществом. БессильныхразгадатьзагадкуСфинкспожирал. НаходившийсявФивахКреонт, братовдовевшейИокасты, женыпогибшегоЛая, объявил, чтотот, кторазгадаетзагадкуСфинкса, займетосвободившийсяпрестолвэтомгородеиполучитвженыИокасту. УслышавзагадкуСфинкса, Эдипответилему, чторечьидеточеловеке: вмладенчествеонползаетнарукахиногах, повзрослев, ходитнадвухногах, австаростипользуетсяещеипалкой. ПослеэтогоСфинксбросилсявпропастьиразбилсянасмерть. СчастливыефиванцыизбралиЭдипацарем, которыйженилсянаИокасте, ионародилаотнегодвухсыновей, ПолиникаиЭтеокла, идвухдочерей, АнтигонуиЙемену. Таковысобытия, которыенепосредственнонепоказываются, ноокоторыхбудетупоминатьсяпоходудействия.
ЭДИПвПОИСКАХИСТИНЫ. Однакобылобыневполнесправедливоистолковыватьсофокловскийшедеврлишькактрагедиюрока, демонстрирующуюнеотвратимоевсесилиесудьбыибессилиечеловека. Пафос «ЦаряЭдипа»> – встрастномпоискеистины, втом «трагическоманализе», еслиупотребитьвыражениеШиллера, которыйосуществляетглавныйгерой.
ПриэтомСофоклвноситнекоторыекоррективывмиф: непосредственноедействиетрагедиипроисходитпримерночерездвадцатьлетпослегибелиЛаяиосвобожденияФивотСфинкса.
«ЦарьЭдип» – яркаяиллюстрациямыслиАристотеляотом, чтофабулойтрагедииявляется «переходотсчастьякнесчастью, переходневследствиепреступления, авследствиебольшойошибкичеловека, какмысказали, скореелучшего, чемхудшего». Этим «лучшимчеловеком» предстаетЭдип. Нелишенныйнедостатков, вспыльчивый, ноудивительноцельный.