Тема 10. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Основные вопросы

1. Предмет, объект педагогики и основные задачи ее исследования.

2. Основные отрасли педагогики.

3. Образование: понятие и сущность.

4. Сущность и цель воспитания.

Основные понятия и термины

Воспитание; образование; обучение; самовоспитание; самообразование; дидактика; интериоризация; экстериоризация.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Что изучают педагогика и педагогическая психология? В чем их отличие.

2) Какие психологические качества и умения необходимы педагогу.

3) Педагогику называют наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите ее правильность.

4) Как развиваются высшие психические функции в воспитании?

5) Назовите фундаментальные принципы отечественной педагогики и раскройте сущность.

Темы рефератов и докладов

1) Задачи и цели воспитательного процесса.

2) Развитие, воспитание и социализация личности.

3) Информатизация образования.

4) Социальное пространство воспитательного процесса.

5) Понятие и сущность содержания образовательного процесса.

6) Гуманистические идеи семейной педагогики.

Методические рекомендации

В данной теме ставится задача обстоятельно познакомиться с понятиями, принципами и методами педагогической науки.

Важно четко представлять предмет изучаемой науки, чтобы овладеть ею на профессиональном уровне. Педагогику определяют как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человека к жизни общества. Объектом педагогической науки является образование.

Необходимо уяснить, что педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой – указывает, как нужно обучать и воспитывать.

Педагогическая наука выделяет несколько задач по разным основаниям. Наиболее приоритетной является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Далее, в числе задач науки о воспитании важнейшее место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания. Этими вопросами занимается педагогическая инноватика. Следующая задача – это прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры.

В перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, принято включать довольно значительное их число.

1) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. 2) Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. 3) Педагогика школы. 4) Педагогика среднего специального образования. 5) Педагогика высшей школы. 6) Военная педагогика осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих. 7) Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания. 8) История педагогики – наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом.

При рассмотрении этой темы необходимо отметить, что педагогическая наука не развивается изолированно от других наук о человеке.

1. Педагогика органически связана с психологией. Психология изучает законы развития психики человека.

2. Педагогика тесно связана с социологией. Будучи наукой об обществе как целостной системы, социология в сферу свого анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область воспитания и образования.

3. Педагогика обнаруживает самую тесную связь с философией, в которой наука о воспитании находит опорные методологические положения.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, необходимо подчеркнуть, что к вышеперечисленному можно отнести и многие другие науки: экономика, юриспруденция, информатика, медицина, экология, история, этнография.

При рассмотрении данной темы важно отметить, что педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне, дающая научное обоснование содержания, методов и организационных форм называется дидактикой.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы: 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы.

Основными категориями педагогики выступают образование и воспитание.

Образование – это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и формирование мировоззрения.

Воспитание – это целенаправленная содержательная деятельность, содействующая максимальному развитию личности человека, становлению его как субъекта.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? – М.: Масс Медиа, 1995. – 140 с.

3. Закон Российской Федерации об образовании.

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.

5. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Знание, 1991. – 192 с.

6. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

7. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. – 253 с.

8. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.

9. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

10. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М.: Мол. Гвардия, 1998. – 304 с.

11. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Академия, 1996. – 224 с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. –М.: Политиздат, 1982. – 223 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. –М.: Наука, 1994. – 324 с.

4. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Лист, 1997. – 320 с.

5. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2001. – 240 с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с.

7. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. –188 с.

8. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

9. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992. Т.1 – 496 с.

10. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992. Т.2 – 376 с.

11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. – 560 с.

13. Готвальд Ф-Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация. – М.: Интерэксперт, 1992. – 174 с.

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? – М.: Масс Медиа, 1995. – 140 с.

15. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995. – 352 с.

16. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.

17. Джемс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальуражнениями. – М.: Прогресс – Универс, 1993. – 336 с.

18. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл: Academia, 1996. – 192 с.

19. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета деталей, 1997. – 328 с.

20. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996. – 631 с.

21. Закон Российской Федерации об образовании.

22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 384 с.

23. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.

24. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – Санкт-Петербург – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. –69 с.

25. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.

26. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. – Ижевск: Удм. Ун-т, 1996. – 320 с.

27. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 352 с.

28. Кутасов Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. – М.: МПА, 1994. – 222 с.

29. Кузин В.С. Психология. – М.: АГАР, 1999. – 304 с.

30. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

31. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 175 с.

32. Книгина И.В. Энциклопедия популярных психологических тестов. – М.: Арнадия, 1997. – 304 с.

33. Козлов Н.И. Как относится к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа: АСТ – Пресс, 1996. – 320 с.

34. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Знание, 1991. – 192 с.

35. Конюхов Н.И. Словарь – справочник практического психолога. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 224 с.

36. Крофорд В. Три кита успеха. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 192 с.

37. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.

38. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: Политиздат, 1990. – 324 с.

39. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. – М.: Мир, 1993. – 240 с.

40. Леонтьев А.А. Психология общения. –М.: Смысл, 1999. – 365 с.

41. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

42. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

43. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576 с.

44. Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение, 1994. – 496 с.

45. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 1994. – 512 с.

46. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

47. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

48. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение,1991. – 287 с.

49. Опалев А.В. Умение общаться с людьми… Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996. – 318 с.

50. Практическая психология для менеджеров. – М.: Филинъ, 1997. – 328 с.

51. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! – М.: Знание, 1986. – 272 с.

52. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.

53. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.

54. Петроский А.В. Личность, Деятельность, Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.

55. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: РГГУ, 1994. – 448 с.

56. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

57. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Роспедагентство, 1996. – 637 с.

58. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512 с.

59. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1997. – 253 с.

60. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.

61. Психология и педагогика / Под ред. В.Н. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск НГАЭиУ, 1999. – 175 с.

62. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. – 350 с.

63. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

64. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 584 с.

65. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.

66. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.

67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.

68. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб: Михайлов В.А., 1999. – 288 с.

69. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.

70. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. – 600 с.

71. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». – М.: Смысл, 1995. – 653 с.

72. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск: Наука, 1991. – 237 с.

73. Секреты хороших манер и поведения / Сост. О.Н. Улищенко. – Харьков: СП «Инарт», 1995. – 399 с.

74. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. – М.: Академия, 2000. – 240 с.

75. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М.: Мол. Гвардия, 1998. – 304 с.

76. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 736 с.

77. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

78. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1998. – 288 с.

79. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. – 456 с.

80. Фрейд З. Психология бессознательного / Сост. Ярошевский М.Г. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

81. Филатова Е. Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. – 283 с.

82. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1989. – 272 с.

83. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с.

84. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: ТГУ. – М.: Барс, 1997. – 392 с.

85. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. – М.: РПА, 1997. – 281 с.

86. Шкуратов В.А. Историческая психология. – Ростов н / Д: Город «N», 1994. – 288 с.

87. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М.: Академия, 1997. – 416 с.

88. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989. – 192 с.

Учебное пособие

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Наши рекомендации