Тема: Педагогика как наука

Тема 1. Педагогика как наука

1) К.Д. Ушинский О пользе педагогической литературы

2) В.А. Сухомлинский Письма к сыну №5

Тема 2: Личность как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Возрастная периодизация в педагогике и ее учет в деятельности врача

1) В.М. Бехтерев Бессмертие человеческой личности как научная проблема

2) М. Монтессори Разум ребенка

3) В.Я. Данилевский*Врач на работе, его мировоззрение; ответственность врача

4) М.Я. Мудров Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача

Тема 3: Педагогический процесс как система. Принципы педагогического процесса и их учет в деятельности врача

1) Н.И. Пирогов Школа и жизнь

2) Ф. А. Дистервег О природосообразности и культуросообразности в воспитании

Тема 4: Содержание образования и направления его развития

1) П.Ф. Каптерев Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности организма

2) Н.И. Пирогов Университетский вопрос

3) В.Я. Данилевский Медицинское образование и его реформа

4) В.А. Сухомлинский Письма к сыну письмо №10

Тема 5: Процесс обучения. Методы обучения и активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза

1) Я. А. Коменский Дидактика

2) М.Я. Мудров Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных

3) Н.И. Пирогов Замечания на отчеты морских учебных заведений за 1859 год

4) О наглядном обучении

5) В.А. Сухомлинский Письма к сыну письмо №8

Тема 6: Сущность процесса воспитания, его принципы и методы

1) И.И. Мечников Наука и нравственность

2) И.М.Сеченов Из работы Рефлексы головного мозга

3) Н. И. Пирогов Вопросы жизни

4) Л.Н. Толстой Мысли о воспитании

Тема 7: Педагогический аспект профессиональной деятельности врача

1) В.И.Разумовский

2) М.А. Булгаков Стальное горло

3) А.И. Герцен Доктор Крупов

«Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н. Толстой

«Личностно-профессиональные позиции,

моральные качества выдающихся личностей

имеют, возможно, большее значение для данного

поколения и всего хода истории, чем чисто

интеллектуальные достижения»

А. Эйнштейн

Введение

Предлагаемое учебно-методическое пособие по педагогике для студентов медицинского вуза является результатом творческого поиска и обобщения многолетнего опыта преподавания педагогики в университете на доклиническом этапе подготовки нового поколения специалистов-медиков.

В пособии отражены подходы авторов к логике современного педагогического образования будущего врача, его профессиональной направленности, осознанию им ценности личности, здоровья, жизни, ценности самого медицинского образования.

Содержание и структура методического пособия нацеливает на необходимость овладения педагогическими знаниями и умениями и проецирования их применения в будущей профессиональной деятельности. В качестве приобщения к духовному опыту медико-педагогического наследия и развития морально-нравственных принципов в традициях медицинской профессии (гуманизм, самоотверженность, милосердие, самопожертвование, гражданственность) использован особый тип педагогических текстов – авторские произведения известных ученых, врачей-педагогов, писателей, классиков педагогики: Коменского Я.А., Дистервега Ф. А., Ушинского К.Д., Мудрова М.Я., Спенсера Г., Пирогова Н.И., Захарьина Г.А., Каптерева П.Ф., Лесгафта П.Ф., Герцена А.И., Острогорского А.Н., Сеченова И.М., Бехтерева В.М., Мечникова И.И., Разумовского В.И., Толстого Л.Н., Булгакова М.А., Макаренко А.С., Монтессори М, Данилевского В.Я. Сухомлинского В.А. Предложена система проблемных заданий, проблемных ситуаций, оригинальных текстов, тематика рефератов, подобрана литература для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Включенные в семинарские занятия педагогические тексты помогут преподавателю настроить студентов на диалог с наследием мировой педагогической культуры, а также будут способствовать формированию гуманистических ориентаций, выработке у студентов собственных эмоционально-ценностных отношений.

Данное учебно-методическое пособие окажет помощь студентам-медикам в осознании необходимости овладения педагогическим знаниями, культурой учебного труда, творческим подходом к пониманию педагогических явлений и процессов воспитания, обучения, образования, развития личности, которые активно проявляют себя в современном социуме и ключевой его сфере здравоохранения и медицинской науки.

«Учитесь, читайте, размышляйте,

из всего извлекайте самое полезное…»

Н.И. Пирогов

Тема: Педагогика как наука.

Основные вопросы:

1. Определение понятия "педагогика". Предмет педагогической науки.

2. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания и ее виднейшие деятели.

3. Методология и методы педагогических исследований.

4. Место педагогики в системе наук о человеке. Задачи формирования педагогического мышления современного врача.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:

Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах.

Современные методы педагогических исследований.

Труд врача и здоровье общества.

Педагогика как наука и искусство воспитания.

1. Целевые задачи:

Знать:

· Понятие "педагогика", определение педагогики как науки, ее объект, предмет, основные взгляды, существующие по этому вопросу в педагогической литературе.

· Объективные предпосылки возникновения педагогики, специфику педагогического знания и развитие педагогической мысли на разных этапах развития общества.

· Вклад основоположника научной педагогики Я.А. Коменского и его сподвижников в становление и развитие педагогики как науки.

· Толкование понятий "методология" и "метод" в педагогике, основные методы педагогического исследования.

· Место педагогики в системе наук о человеке и ее роль в формировании педагогического мышления врача.

Уметь:

· Оперировать педагогическими понятиями и категориями.

· Обосновать свою позицию, точку зрения на вопрос "Педагогика - это наука или искусство?"

· Ориентироваться в главных научных концепциях виднейших представителей педагогической мысли в России и западных странах.

· Видеть специфику применения методов педагогического исследования в профессиональной деятельности врача.

· Понимать востребованность педагогических знаний в подготовке современного врача.

2. Объекты изучения:

Основные понятия:

Педагогика- наука о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе (происходит педагогика от греческого paidagogike (paidos - дитя, gogos - веду) буквально - детоводство или детовождение).

Объект педагогики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на воспитуемого и создание благоприятных условий для всестороннего развития его личности.

Воспитание в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

Воспитание в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Воспитание в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Методология (от греч. methodos) - путь, способ познания, учения и logos - слово, понятие.

· Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

· Учение о научном методе познания.

· Совокупность методов, применяемых в какой - либо науке.

· Методология в педагогике - учение о принципах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности*.

Метод- (от греч. Metodos-путь, способ) представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В педагогике под понятием научного метода имеется в виду система основных подходов и способов исследования, отвечающих предмету и задачам педагогической науки.

Педагогическая закономерность - объективно существующая, устойчивая связь педагогических явлений и процессов, обеспечивающая их осуществление, функционирование и поступательное развитие.

Педагогическая наука – область научных дисциплин, связанная с изучением и познанием реальных явлений воспитания, обучения и образования человека.

Оригинальные тексты:

· Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Предисловие. 1868 // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 ч. М., 1974. -T.I. -С. 229-230.

· Руденко И. Пробил ли час Я.А. Коменского? // Новое время. 1992. №8

3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· Что послужило первопричиной возникновения педагогики как отрасли научного знания?

· Почему древнегреческую философию считают колыбелью европейской системы воспитания?

· Кто из философов впервые выделил педагогику в самостоятельную науку?

· Почему Я.А. Коменского называют "отцом педагогики"?

· Составьте портретные зарисовки выдающихся педагогов.

· Что является предметом педагогики? Каков Ваш взгляд по этому вопросу?

· Обоснуйте свою позицию на спорный вопрос "Педагогика- это наука или искусство?".

· Какие методы исследования применяются в педагогике?

· Составьте графологическую схему "Связь педагогики с другими науками" проанализируйте ее, какие сделаете выводы?

· Чем представлена система педагогических наук? Какие новые научные дисциплины могут или должны появиться?

· Какие функции выполняет педагогика?

· Почему врачу необходимо знать основы научной педагогики?

· Почему врачу необходимо формировать педагогическое мышление?

Проблемный вопрос:

●"В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны" (Н.И. Пирогов). К.Д. Ушинский считал, что ни медицина, ни педагогика не могут быть науками, а только искусствами

Каковы Ваши суждения, по поводу не прекращающихся и в ХХI веке дискуссий на тему: "Педагогика - это наука или искусство"?

●Выскажите свое суждение по поводу следующего взгляда русского педагога 19 века П.П. Редкина: «Живая как сама жизнь педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только привык мыслить…"

4. Литература.

Обязательная:

· Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992

· История педагогики / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981.

· Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М., 1996. Гл. 1

· Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика М.:Асадема.2001. Гл. 10 – 12

· Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999.Тема 1

Дополнительная:

· Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий. 2000. Раздел 1.

· Белых М.И. Педагогическая подготовка современного врача // Обновление содержания педагогического образования: диагностика, апробация, внедрение: Межвузовский сборник научных трудов ПИСГУ им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2002.

· Краевский В.В. Педагогика на книжной полке и в студенческой тетради // Педагогика. 2003. №6.

· Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. М.: Владос прес. 2001.

· Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX в. // Педагогика. 1999. №7.

· Педагогика. Учебное пособие /Под ред. проф. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство,1995. Гл. 1.

К.Д. УШИНСКИЙ*

Наши рекомендации