ТЕМА №4. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Формы посижения бытия:мифологическая, религиозная, художественная, научная форма.

Педагогика — это наука.

Особенности науки как формы постижения бытия:

ñ познание мира в его объективном существовании

ñ опытная достоверность

ñ логическая обоснованность

ñ наличие предмета и объекта

ñ всеобщность выводов

ñ рационально-теоретический способ постижения бытия

ñ наличие системы методов исследования

ñ систематизированное знание

ñ словесно-понятийная форма категорий, принципов, концепций, теорий

Педагогика как наука последовательно воспринимала и аккумулировала все достижения мифологической, религиозной и художественной форм постижения бытия, обобщая опыт практики воспитания. Она развивается как теоретическая область, но одновременно представляет собой некоторую область педагогического искусства: знание, в полной мере отвечающее критериям научного, может быть получено лишь в результате живой практики воспитания и обучения, в общении с участниками педагогического процесса, в анализе продуктивной и творческой деятельности детей.

Определение: педагогика – (греч. paidagogike от pais (paidos) – дитя , ago – веду) – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Источники развития педагогики:А. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; Б. философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды, В. текущая мировая и отечественная практика воспитания; Г. данные специально организованных педагогических исследований; Д. опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики– целенаправленный целостный педагогический процесс.

ФУНКЦИИ педагогической науки – *Общетеоретическая – анализ закономерностей педагогического процесса. *Прогностическая. практическая, преобразовательная. *Прикладная – разработка новых методов, технологий… /// (вариант – описание педагогических явлений, их объяснение и, наконец, преобразование педагогической действительности).

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.

Общие основы педагогики (предмет, методология педагогического исследования, цель и структура целостного процесса образования); теория обучения или дидактика (закономерности процесса обучения); частные дидактики (методики обучения тому или иному предмету); теория воспитания (закономерности процесса воспитания); управление образовательными системами (теоретические основы педагогического менеджмента), история педагогики (история образования)

ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ. Возрастная педагогика: преддошкольная педагогика (до 3-х лет); дошкольная педагогика, педагогика школы, андрогогика - обучение и воспитание взрослых. * Специальная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия).* Другие отрасли: военная педагогика, инженерная педагогика, спортивная педагогика, театральная педагогика, музейная педагогика, производственная педагогика, педагогика исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей).

СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

Связь с философией - философия образования. С психологией – педагогическая психология. С социологией - социология образования. С экономикой - экономика образования. С культурологией – педагогическая аксиология. С этикой — нравственное воспитание. С естественными науками естественнонаучная база педагогики и психологии. С физиологией - возрастная физиология. С гигиеной школьная гигиена. С медициной - коррекционная педагогика. С этнографией и фольклористикой – народная педагогика.

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ.

ОБРАЗОВАНИЕ.

Образование – (калька с немецкого слова Bildung; Bild – образ) обретение совершенного образа, Божьего образа. В рус. яз.: Н.И.Новиков, журналист и просветитель, 2 пол. 18 века.

Образование – в современных европейских и североамериканских психолого-педагогических науках – education. Термин, объединяющий понятия «педагогика», «образование», «воспитание». Смысл: самосовершенствование, самодвижение на пути к знанию.

Образование – путь и результат обучения. (советская педагогика середины 20 века).

Современная педагогическая теория рассматривает, по меньшей мере, четыре аспекта содержательной трактовки образования: образование как ценность, как система, как процесс и как результат. (Б.С.Гершунский).

а. Образование как ценность: государственная ценность, общественная ценность, ценность личности.

б. Образование как система: Закон об Образовании»: «Система образования в Российской федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов…; сети реализующих их образовательных учреждений…; органов управления образованием…»

в. Образование как процесс: «Закон РФ об образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов)». Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре.

г. Образование как результат: фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования. «Лестница» образовательных результатов: «Грамотность» - стартовый уровень образования. Грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. «Компетентность» - способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях. «Образованность» - характеризует широкий кругозор личности в различных областях жизни, природы, общества, человека. /Голованова/.

ВОСПИТАНИЕ –

Воспитание может трактоваться в нескольких смыслах:

ñ воспитание в широком социальном смысле — воздействие общества на человека в целом; фактически отождествление воспитания с социализацией; (совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.)

ñ воспитание в широком педагогическом смысле — целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

ñ воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений;

ñ воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.)

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./.

Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/.

Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/.

Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/.

Воспитание – процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./.

Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.

Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности. Суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (Маленкова).

ОБУЧЕНИЕ – специфический процесс познания, управляемый педагогом. /В.А.Сластенин/.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –

- особый вид социальной деятельности, целью которой является передача от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта,создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. /Сластенин В.А./

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС –

- специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/.

Из других наук:

РАЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека...

ФОРМИРОВАНИЕ – процесс становления личности человека...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

ТЕМА №6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Педагогический процесс – специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/.

Движущие силы педагогического процесса – противоречия. Основное противоречие – несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей. /Сластенин/.

Целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Целостность педагогического процесса раскрывается:

В единстве его обучающих, развивающих и воспитательных функций;

В единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;

В сбалансированном воздействии на все сферы личности: сознание, чувства и волю;

В единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения;

В единстве различных видов познания;

В сочетании массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

В единстве управления и самоуправления /Смирнов В.И./.

Атрибуты (компоненты) педагогического процесса. Педагогический процесс как система объединяет в себе (три разных подхода):

а. процесс воспитания, процесс обучения, процесс формирования, процесс развития, сотрудничество учителей и учеников, а также систему условий протекания процесса и систему форм и методов реализации. /Подласый/.

б. педагогов, воспитанников, содержание образования, средства образования /Сластенин/.

в. целевой, содержательный, мотивационный, организационно-деятельностный, результативный, а также ресурсный компоненты. /Смирнов В.И./.

Этапы педагогического процесса: подготовительный (целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, планирование), основной (этап осуществления) и заключительный (анализ достигнутых результатов) (Подласый).

Способы (механизмы) осуществления педагогического процесса – обучение и воспитание.

Основная единица педагогического процесса – педагогическая задача – материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Для решения педагогической задачи на каждом конкретном этапе педагогического процесса организуется педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие как преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет сущностную характеристику педагогического процесса. /Сластенин/.

ТЕМА №7.ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.

5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса".

Эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Решение этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

НАПРАВЛЕНИЯ

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы.

Поощрение талантливых молодых людей.

Вознаграждение за классное руководство.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования.

Создание новых федеральных университетов.

Открытие новых бизнес-школ.

Интернетизация российского образования.

Поставка учебного и учебно-наглядного оборудования.

Поставка автобусов для сельской местности.

Модернизация региональных систем образования

С 2009 приоритетный национальный проект «Образование» трансформируется в государственную программу Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Наши рекомендации