ТЕМА 1. Педагогика как общественная наука.

Федеральное агентство по образованию

ПЕДАГОГИКА

(ОБЩИЕ ОСНОВЫ)

Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов

2-е изд., стереотипное

Составитель

Ю.А. Гончарова

Воронеж 2007

Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол №1 от 05.02.07.

Рецензент канд. психол. наук, доцент К.М. Гайдар

Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

Для специальности 050711 (031300) – Социальная педагогика

ОПД.Ф.01.2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Общие основы педагогики» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика». Данная дисциплина читается на 1 курсе дневного отделения в рамках раздела курса «Педагогика». В соответствии с Государственным образовательным стандартом он включает в себя широкий круг проблем, касающихся роли обучения и воспитания на современном этапе, теоретических и практических проблем, связанных с организацией образовательного процесса, профессиональных качеств личности педагога, некоторых аспектов общих закономерностей, а также возрастных и индивидуальных особенностей развития. Курс включает теоретическую и практическую части.

В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в основных вопросах педагогики как области гуманитарного, антропологического, философского знания вообще и как науки о воспитании, в частности.

Задачами курса являются:

· формирование у студентов системы знаний о методологии и теории педагогики как науки;

· изучение требования Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов – социальных педагогов;

· формирование у будущих специалистов устойчивого интереса к профессиональной педагогической деятельности, выработка потребности в гуманистическом, творческом подходе к взаимодействию с ребенком любого возраста;

· выявление особенностей и специфики педагогической деятельности студентов как будущих специалистов с различными возрастными категориями учащихся;

· овладение основами анализа и диагностики педагогического процесса;

· подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.

Изучаемый курс включает в себя четыре темы. В рамках первой темы «Педагогика как общественная наука. Методы педагогических исследований» студенты знакомятся с основами педагогики как науки, определяют ее место в системе общественных наук, выявляют функции науки, сущность понятий «воспитание», «обучение», «образование», а также соотношение педагогики и социальной работы.

Вторая тема – «Закономерности развития личности» – посвящена изучению процесса развития личности, влияния среды и наследственности на развитие, анализу возрастных и индивидуальных особенностей развития, а также особенностям воспитания детей различных возрастных групп.

В рамках третьей темы «Воспитание как общественное явление» студенты изучают специфику воспитания как социально организованного процесса интеграции человеческих ценностей, целенаправленного развития личности в условиях целостного педагогического процесса; знакомятся с целями и задачами воспитания, современными концепциями и воспитательными системами.

Четвертая тема «Образование как социокультурный феномен» знакомит студентов с общей структурой педагогического процесса как системы, его закономерностями, этапами. Также изучаются сущность и направления педагогических инноваций; функции учителя современной школы, его профессиональный потенциал и требования к нему.

Каждая тема представлена лекционными и семинарскими занятиями.

В процессе изучения курса студенты ориентируются на самостоятельное изучение педагогических источников, проводят исследования по проблемам, изучаемым в рамках курса.

При изучении курса студенты овладевают, актуализируют и закрепляют систему базовых понятий и дидактических единиц дисциплины: педагогика; образование; воспитание; обучение; развитие; возрастная периодизация; профессиональные качества педагога; модель личности и профессиональной деятельности педагога; методы педагогических исследований.

В процессе изучения курса «Общие основы педагогики» студенты должны знать: основные теоретические вопросы курса; историю возникновения и становления педагогической теории и практики; предмет, специфику и принципы педагогики; понятие сущность и содержание педагогического процесса; особенности профессиональной деятельности педагога; технологии и методы профессиональной деятельности педагога; сущность и особенности педагогической диагностики.

Результатом изучения данного курса должно явиться повышение уровня теоретической подготовки студентов как будущих педагогов; накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в сфере образования; обеспечение целеустремленности и настойчивости учащихся в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.

Критерием успешного усвоения спецкурса является умение практически воплотить теоретические знания, обозначенные в содержании.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем курса Аудиторная работа Всего ауд. Сам. работа
Лекции Сем. / Практ.    
1. Педагогика как общественная наука. Методы педагогических исследований
2. Закономерности развития личности
3. Воспитание как общественное явление
4. Образование как социокультурный феномен
ВСЕГО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Педагогика как общественная наука.

Наши рекомендации