Тема 1: Педагогика как наука

М.И. Алдошина, В.В. Мишечкина, О.А. Овсянникова

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ЧАСТЬ 2

Рекомендовано редакционно-издательским советом

ОрелГТУ в качестве учебно-методического пособия

для студентов факультета дистанционного обучения

ОРЕЛ 2007

УДК 37.01(075)

ББК 74я7

А

Рецензенты

Кандидат педагогических наук,

доцент, кандидат педагогических наук

Орловского государственного технического университета

Н.Т. Рожков

Кандидат педагогических наук

Кандидат педагогических наук, доцент

кафедры психологии и педагогики начального обучения ОГУ

И.В. Щекотихина

Алдошина М. И., Мишечкина В.В., Овсянникова О.А.

Психология и педагогика: часть 2: Учебное пособие. Орел, 2007.

Пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта "Психология и педагогика" с учетом региональной специфики и особенностей организации учебного процесса в ОрелГТУ.

Данное пособие содержит краткие справочные сведения по педагогике, вопросы для самоподготовки, список литературы по темам, вопросы для подготовки к зачету. Предназначено для студентов факультета дистанционного обучения ОрелГТУ.

УДК 37.01(075)

ББК 74я7

© ОрелГТУ, 2007.

© Алдошина М.И.

Мишечкина В.В.,

Овсянникова О.А.

Содержание

Введение……………………….    
Тема 1:Педагогика как наука………………………………...  
Тема 2: Методология и методы педагогических исследований……………………………………………..........  
Тема 3: Целеполагание в педагогике………….  
Тема 4: Педагогический процесс как система и целостное явление…………………........  
Тема 5: Дидактика как теория образования и обучения…...  
Тема 6: Цели, задачи и содержание образования. Система образования в Российской Федерации…….  
Тема 7: Процесс обучения…………...  
Тема 8: Воспитание в педагогическом процессе….  
Тема 9: Семейная педагогика и семейное воспитания  
Тема 10: Сущность и основные принципы управления педагогическими системами……………………………........  
Контрольные вопросы к зачету по педагогике  
Литература…………………………………………………  

Введение

Настоящее пособие представляет собой краткий курс «Педагогики», изложенные в форме кратких конспектов, схем и таблиц. В нем содержатся вопросы и задания для самоподготовки, список рекомендуемой литература, тематика рефератов, контрольные вопросы по педагогике для подготовки к зачету.

Пособие составлено на основе анализа учебников педагогики последних лет издания, словарей, современных педагогических источников. В данном пособии освящены далеко не все проблемы педагогики.

Содержание и построение пособия определяется структурой рабочей программы курса, разработанной преподавателями кафедры «Русский язык и педагогика» Орловского государственного технического университета. В учебно-методическом пособии представлены десять тем, без усвоения которых невозможно овладеть системой педагогического знания. В начале каждого раздела дается краткое изложение теоретических сведений по теме. После этого следуют вопросы, обеспечивающие контроль усвоения теоретического материала, и литература.

В конце пособия помещены контрольные вопросы для подготовки к зачету по педагогике, список использованной литературы.

Данное пособие предназначено для студентов факультета дистанционного обучения ОрелГТУ, однако может быть использовано и студентами других специальностей при самостоятельной проработке той или иной темы.

Тема 1: Педагогика как наука

Педагогическая наука определяется как наука о законах образования и воспитания человечества. Название педагогика получила от греч. “пайдагогос”(“ пайд”- дитя, “гогос” - веду), которое означает “детоводство” или “дитятеведение”. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитание детей.

Педагогика - упорядоченная совокупность знаний, которая отражает процесс воспитания обучения и развития и даёт возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.

Предметом педагогики являются процессы взаимодействия воспитателей и воспитанников, формирования и становления личности в педагогическом процессе.

Педагогика в этом смысле представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики, как науки, обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органиченном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· описательный (объяснительный) - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

· диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

· прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предполагает также три уровня реализации:

· проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов;

· преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в практику с целью её совершенствования и реконструкции;

· рефлексивный и коррекционный, предлагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Объект педагогики – система педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим прежде всего классы постоянных и временных задач.

Главная задача (постоянная) – вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными воспитательными системами.

В состав постоянных задач входят:

· изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

· прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

· внедрение результатов исследований в практику;

· разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения и исследовательской, и практической деятельности.

Постоянные задачи не могут быть решены полностью.

Богатство педагогической действительности и разнообразия представляют временные задачи.

Рассмотрим основные категории педагогики.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание можно рассматривать в социальном и педагогическом значении. В социальном значении – это передача накопленного опыта. В узком социальном значении – направленное воздействие на человека со стороны общества, институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и т.п. В педагогическом значении в широком смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателя на воспитуемых с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебный процесс. В узком педагогическом значении – процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Образование – результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологическом созревании человека, при формировании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой активности, мировоззрении, нравственных взглядов и убеждений.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Знания – отражение человеческой объективной действительности в форме факторов, представлений, понятий и законов науки.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретеных навыков.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющаяся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.

Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования и воспитания с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования и воспитания, направленных как на удовлетворение потребностей общества так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Существенной характеристикой педагогического процесса является целостность.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу не отделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающего поколения к жизни, или воспитанием. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Таким образом, передача накопленного социального, духовного и жизненного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.

Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Образование и воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала ХVII века продолжала оставаться частью философии.

Английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) в 1623 г. издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он создал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением».

Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми.

Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики, нельзя не обратить внимания на то, что возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знания под влиянием общественных потребностей все больше и больше расширяла границы своего исследования и теперь охватывает воспитание человека в целом.

Альбин Динер в 1964 году в двухтомнике «Очерки философии» пишет, что традиционное название педагогики устарело, стало узким и не полным. Науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикой (от греческого antropos – человек, gogos – вести).

Исключительно большое значение в развитии педагогики имеют ее связи с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и другими отраслями знаний.

Развитие педагогики привело к тому, что ее определяют как систему наук, о воспитании и образовании человечества.

В общепризнанный перечень педагогических наук принято включать:

· ясельную педагогику, которая изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста;

· дошкольную педагогику – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста;

· педагогику школьную, изучающую особенности воспитания в школьный период;

· педагогику профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации;

· педагогику среднего специального образования (находится на стадии становления);

· педагогику высшей школы;

· производственную педагогику, которая изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание на новые профессии.

· военную педагогику – наука вскрывающая закономерности обучения и воспитания, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих;

· социальную педагогику (теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых);

· педагогику третьего возраста, которая разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста);

· исправительно-трудовую педагогику или превентивную педагогику (теоретически обосновывает и разрабатывает основы теории и практически перевоспитания);

· сравнительную педагогику, которая исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сравнения;

· специальную педагогику, разрабатывающую теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих недостатки в физическом развитии (сурдопедагогика, тифлопедагогика, алигофренопедагогика);

· лечебную педагогику (основной предмет – система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными детьми);

· историю педагогики – науку о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом;

· частные или предметные методики, рассматривающие закономерности преподавания конкретных учебных дисциплин.

Вопросы для самоподготовки:

1. Что является предметом педагогики?

2. Опишите уровни теоретической и технологической функций педагогики.

3. Что является объектом педагогики?

4. Назовите основные категории педагогики. Охарактеризуйте их.

5. Какие научные дисциплины входят в систему педагогических наук?

6. Какое влияние оказывает педагогика на развитие смежных наук о человеке?

Литература:

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

2. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.

3. Педагогические теории, системы, технологи. Методическое пособие для студ. университета очного и заочного отделения / Под ред. А.И. Умана. – Орел: ОГУ, 1998. – 112 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещения: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогика. 100 экзаменациоонных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. – 256 с.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

Наши рекомендации