Методические рекомендации для подготовки к занятию

Вопрос 1.Судебно-психологическая экспертиза

1. 1. Что такое судебно-психологическая экспертиза?

1.2. Какова цель судебно-психологической экспертизы?

1.3. Кто проводит судебно-психологическую экспертизу?

1.4. Кто назначает судебно-психологическую экспертизу?

1.5. Какие выделяются виды судебно-психологических экспертиз?

Вопрос 2.Психология принятия судебного решения

2.1. Чем руководствуется судья при вынесении судебного решения?

2.2. Каковы внутренние (психологические) и внешние (социальные) факторы, влияющие на принятие судебного решения?

Вопрос 3.Психология следственной деятельности

3.1. Каковы психологические факторы, влияющие на эффективность допроса?

3.2. Каковы стадии допроса?

3.3. В чем заключается психологическая специфика допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, несовершеннолетних?

3.4. Что такое «улики поведения»? Перечислите их.

3.5. Как (с помощью каких приемов) следователь может помочь свидетелю вспомнить события?

Задания для самостоятельной работы

1. Выполните тестовые задания (выберите один правильный ответ):

1.1. Исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела – это:

а) судебно-психологическая экспертиза

б) судебно-психиатрическая экспертиза

в) судебно-медицинская экспертиза

1.2. Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена с целью:

а) определения наличия/отсутствия у подъэкспертного психического заболевания

б) определения индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний

в) определения психической вменяемости / невменяемости подъэкспертного во время совершения инкриминируемых ему деяний

1.3. Предметом судебно-психологической экспертизы является:

а) установление достоверности показаний проходящих по делу лиц

б) выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей психики адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию

в) подтверждение факта виновности / невиновности проходящих по делу лиц

1.4. Конфликтное взаимодействие характерно для допроса:

а) свидетелей

б) подозреваемых и обвиняемых

в) потерпевших

2. Выберите несколько правильных ответов:

2.1. На принятие судебного решения влияют следующие психологические факторы:

а) социальная установка судьи

б) уголовная политика в стране

в) настроение судьи в момент принятия решения

г) степень конформности судьи

д) общественное мнение

2.2. Основными методами помощи следователя допрашиваемому при вспоминании событий являются:

а) метод ассоциаций

б) метод хронометража

в) метод убеждения

г) метод гипноза

2.3. Эмоциональные состояния, наиболее характерные для допроса обвиняемых и подозреваемых – это:

а) страх

б) депрессия

в) эйфория

г) переживание вины

д) враждебность, агрессивность

Темы докладов:1. Оценка точности свидетельских показаний. 2. Мнемические приемы в работе следователя.

Список рекомендуемой литературы

1. Борисов Н.Л. О некоторых тактических моментах допроса несовершеннолетнего обвиняемого / Сибирский Юридический Вестник. 2001. № 3.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1998.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.

4. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактика преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000. 684 с.

6. Плотникова А.Л. Юридическая психология. Самара, 2010.

7. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности). Волгоград, 1986.

8. Снегирев Е.А. Оценка доказательств по внутреннему убеждению: Автореферат дисс… кандидата юридических наук. Воронеж, 2002. 21 с.

9. Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2007. 26 с.

10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2000.

11. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

Тема 7. Психология общения

и профессиональной деятельности юриста

Количество часов: 2

Вопросы занятия

1. Приемы успешной коммуникации в профессиональной деятельности юриста.

2. Психология коллектива (малой группы) юристов.

3. Учет половозрастных, культурно-образовательных и индивидуальных различий людей в профессиональной деятельности юриста.

Наши рекомендации