Методические рекомендации для подготовки к занятию
Вопрос 1.Судебно-психологическая экспертиза
1. 1. Что такое судебно-психологическая экспертиза?
1.2. Какова цель судебно-психологической экспертизы?
1.3. Кто проводит судебно-психологическую экспертизу?
1.4. Кто назначает судебно-психологическую экспертизу?
1.5. Какие выделяются виды судебно-психологических экспертиз?
Вопрос 2.Психология принятия судебного решения
2.1. Чем руководствуется судья при вынесении судебного решения?
2.2. Каковы внутренние (психологические) и внешние (социальные) факторы, влияющие на принятие судебного решения?
Вопрос 3.Психология следственной деятельности
3.1. Каковы психологические факторы, влияющие на эффективность допроса?
3.2. Каковы стадии допроса?
3.3. В чем заключается психологическая специфика допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, несовершеннолетних?
3.4. Что такое «улики поведения»? Перечислите их.
3.5. Как (с помощью каких приемов) следователь может помочь свидетелю вспомнить события?
Задания для самостоятельной работы
1. Выполните тестовые задания (выберите один правильный ответ):
1.1. Исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела – это:
а) судебно-психологическая экспертиза
б) судебно-психиатрическая экспертиза
в) судебно-медицинская экспертиза
1.2. Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена с целью:
а) определения наличия/отсутствия у подъэкспертного психического заболевания
б) определения индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний
в) определения психической вменяемости / невменяемости подъэкспертного во время совершения инкриминируемых ему деяний
1.3. Предметом судебно-психологической экспертизы является:
а) установление достоверности показаний проходящих по делу лиц
б) выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей психики адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию
в) подтверждение факта виновности / невиновности проходящих по делу лиц
1.4. Конфликтное взаимодействие характерно для допроса:
а) свидетелей
б) подозреваемых и обвиняемых
в) потерпевших
2. Выберите несколько правильных ответов:
2.1. На принятие судебного решения влияют следующие психологические факторы:
а) социальная установка судьи
б) уголовная политика в стране
в) настроение судьи в момент принятия решения
г) степень конформности судьи
д) общественное мнение
2.2. Основными методами помощи следователя допрашиваемому при вспоминании событий являются:
а) метод ассоциаций
б) метод хронометража
в) метод убеждения
г) метод гипноза
2.3. Эмоциональные состояния, наиболее характерные для допроса обвиняемых и подозреваемых – это:
а) страх
б) депрессия
в) эйфория
г) переживание вины
д) враждебность, агрессивность
Темы докладов:1. Оценка точности свидетельских показаний. 2. Мнемические приемы в работе следователя.
Список рекомендуемой литературы
1. Борисов Н.Л. О некоторых тактических моментах допроса несовершеннолетнего обвиняемого / Сибирский Юридический Вестник. 2001. № 3.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1998.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.
4. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактика преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000. 684 с.
6. Плотникова А.Л. Юридическая психология. Самара, 2010.
7. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности). Волгоград, 1986.
8. Снегирев Е.А. Оценка доказательств по внутреннему убеждению: Автореферат дисс… кандидата юридических наук. Воронеж, 2002. 21 с.
9. Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2007. 26 с.
10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2000.
11. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.
Тема 7. Психология общения
и профессиональной деятельности юриста
Количество часов: 2
Вопросы занятия
1. Приемы успешной коммуникации в профессиональной деятельности юриста.
2. Психология коллектива (малой группы) юристов.
3. Учет половозрастных, культурно-образовательных и индивидуальных различий людей в профессиональной деятельности юриста.