Анализ психологических текстов. Ознакомьтесь с содержанием статьи И.С
Ознакомьтесь с содержанием статьи И.С. Кона "Возраст и возрастные категории" [4, с. 59-61]. Дайте сравнительную характеристику следующих понятий: хронологический возраст, биологический возраст, социальный возраст, психический возраст.
Тематика рефератов
- Исторический анализ понятия "детство".
- Актуальные проблемы современной возрастной психологии.
- Рисунок как средство изучения психики ребенка.
- Использование близнецового метода в возрастной психологии.
- Научный вклад Л.И. Божович в развитие возрастной психологии.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
Литература: 1,2,4, 12, 14, 15, 17-23, 27- 32, 35, 36, 41,42
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Основные направления теорий психического развития человека.
2.Психоаналитические теории развития человека: теория психосексуального развития 3. Фрейда, теория психосоциального развития Э. Эриксона.
3. Теории психического развития человека в бихевиоризме.
4. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.
5.Культурно-историческая теория психического развития ребенка Л.С. Выготского.
Требования к компетентности:
- знать основные направления теорий психического развития и становления личности;
- уметь раскрывать сущность теорий, принадлежащих биогенетическому, социогенетическому, персогенетическому направлению;
- уметь выявлять общее и различное в теориях психического развития и становления личности;
- уметь соотносить теории по характеру приоритетных факторов развития;
- уметь разрешать педагогические ситуации с привлечением объяснительных моделей теорий психического развития, предлагать альтернативные решения.
Тестовый контроль
1.К факторам психического развития в рамках социогенетического направления относят:
а) наследственность;
б) социальную среду;
в) взаимодействие наследственности и социальной среды;
г) ведущую роль социальной среды с учетом наследственности.
2. К факторам психического развития в рамках биогенетического направления относят:
а) наследственность;
б) социальную среду;
в) взаимодействие наследственности и социальной среды;
г) ведущую роль социальной среды с учетом наследственности.
3. Автором теории рекапитуляции является:
а) С. Холл;
б) Л.С. Выготский;
в) У. Штерн;
г) З. Фрейд.
4. В теории Л.С. Выготского процесс "вращивания", перехода внешних социальных контактов в психику в виде функций высшего уровня развития, называется:
а) акселерация;
б) интериоризация;
в) сензитивность;
г) зона ближайшего развития.
5. По мнению психологов данного направления, любой поведенческий акт может быть сформирован в результате положительного подкрепления. Это направление называется:
а) психоанализ;
б) бихевиоризм;
в) гештальт-психология;
г) культурно-исторический подход.
6. По мнению этого автора, все люди на протяжении жизни проходят восемь стадий, на каждой из которых им необходимо разрешить социальный конфликт:
а) Ж. Пиаже;
б) Э. Эриксон;
в) П.П. Блонский;
г) У. Штерн.
7. По мнению А. Гезелла:
а) в возрастном развитии наиболее значимыми являются наследственные факторы;
б) за единицу поведения принимается связь стимула и реакции;
в) развитие психики совпадает с развитием интеллекта ребенка;
г) нет правильных ответов.
8. Становление интеллекта рассматривается данным автором как главная линия психического развития ребенка:
а) Л. Кольберг;
б) Ж. Пиаже;
в) 3. Фрейд;
г) Э. Торндайк.
9. Согласно теории Э. Эриксона, эго-идентичность - это:
а) субъективное чувство целостности собственной личности;
б) чувство принадлежности к социальной группе;
в) состояние поглощенности самим собой;
г) способность управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.
10. Автором теории трехступенчатого развития является:
а) В. Штерн;
б) Д.Б. Эльконин;
в) К. Бюлер;
г) П.П. Блонский.