Анализ психологических текстов. 1. Ознакомьтесь с содержанием параграфа «Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей» [12

1. Ознакомьтесь с содержанием параграфа «Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей» [12, 213-216] и ответьте на следующие вопросы: 1) Какие индивидуальные различия существуют в развитии восприятия? 2) Какие этапы выделяют в развитии восприятия детей школьного возраста? 3) Что является важнейшим условием развития восприятия? 4) Как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком?

2. Прочитайте параграф «Законы восприятия» [13, 213-216] и опишите этапы формирования перцептивных действий под влиянием обучения в школьном возрасте (по А.В. Запорожцу).

Психологическая диагностика

Используя методику для изучения пространственных признаков восприятия [Приложение 1, с. ], определите уровень развития восприятия пространства, сделайте вывод об особенностях его развития и необходимости (возможности) коррекции.

Тематика рефератов

v Наблюдение и наблюдательность.

v Зрительные иллюзии.

v Нарушения восприятия.

1.5. Внимание и память

Литература: 2, 3, 7, 9, 11-16, 18- 20, 22, 26, 35

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Понятие, функции и свойства памяти.

2. Процессы и виды памяти.

3. Индивидуальные особенности памяти.

4. Понятие, функции и свойства внимания.

5. Виды внимания.

6. Развитие внимания и памяти школьников.

Требования к компетентности:

· понимать психологическую сущность внимания и памяти;

· уметь определять понятия: «внимание», «непроизвольное внимание», «произвольное внимание», «память», «ассоциация», «мнемотехника»;

· знать функции и свойства внимания и памяти;

· знать отличительные особенности видов внимания и памяти, процессов памяти;

· уметь распознавать виды внимания и памяти в профессиональной деятельности;

· понимать условия развития внимания и памяти;

· уметь использовать знание условий и способов запоминания при организации учебной деятельности школьников и в целях самообразования и самосовершенствования.

Тестовый контроль

1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает:

а) восприятие;

б) внимание;

в) рефлексия;

г) все ответы неверны.

2. Вид внимания, для которого характерно наличие сознательной цели и волевого усилия:

а) непроизвольное;

б) произвольное;

в) послепроизвольное;

г) все ответы неверны.

3. Условием возникновения непроизвольного внимания является:

а) неожиданность раздражителя;

б) новизна раздражителя;

в) необычность раздражителя;

г) все ответы верны;

4. Психологическая сущность произвольного внимания заключается в:

а) осуществлении контроля за объектами восприятия и мышления;

б) сохранении целенаправленности деятельности и снижении ее напряженности;

в) поглощенности яркими признаками объекта;

г) все ответы неверны.

5. Способность в течение длительного вре­мени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, пред­мете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания:

а) произвольность;

б) концентрация;

в) устойчивость;

г) все ответы неверны.

6. Память – это:

а) психический процесс отражения предметов и яв­лений окружающего мира, которые действовали ранее на орга­ны чувств;

б) совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и последующего воспроизведения следов прошлого опыта;

в) способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении;

г) все ответы верны.

7. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

а) долговременной;

б) эмоциональной;

в) произвольной;

г) механической.

8. Закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражающимися в сознании и закрепленными в памяти:

а) реминисценция;

б) ассоциация;

в) эйдетизм;

г) правильных ответов нет.

9. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала:

а) учебная;

б) мнемическая;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

10. Система приемов, которые способствуют лучшему запоминанию информации и позволяют увеличить объем информации, запоминаемой с первого предъявления:

а) психотехника;

б) мнемотехника;

в) пневмотехника;

г) все ответы неверны.

Наши рекомендации