Анализ психологических текстов. Ознакомьтесь с содержанием научной статьи Н.В

Ознакомьтесь с содержанием научной статьи Н.В. Умановой "Ода­ренные дети: их особенности и организация работы с ними" (Пахало- пя. - 2004. - № 1. - С. 42-46). Проведите следующие линии анализа:

- определите основные направления работы педагогов с одаренны­ми детьми;

- выделите особенности развития одаренных детей;

- выделите педагогические способности и качества педагога, значи­мые для успешной работы с одаренными детьми;

- спрогнозируйте трудности, проблемы педагогов в работе с ода­ренными детьми, а также трудности, проблемы самих одаренных детей;

- обоснуйте роль индивидуального подхода к одаренному ребенку.

Тематика рефератов

- Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности ребенка.

- Влияние средств массовой информации на воспитание личности.

- Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование лич­ности ребенка.

- Психологические основы воспитания застенчивых детей.

- Психологические аспекты девиантного поведения.

- Формирование психологической готовности школьников к само­определению.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Литература 1- 5, 8, 10, 12, 13, 15-18, 20-21, 23-25, 29-30, 44

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Психологическое содержание, место и функции оценки в струк­туре обучения.

2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обу­чении и воспитании.

3. Виды педагогической оценки.

4. Условия эффективности педагогической оценки.

5. Возрастные особенности педагогической оценки.

Требования к компетентности:

- знать психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения;

- уметь использовать комплексный характер стимулирования успе­хов учащихся в обучении и воспитании;

- уметь использовать различные виды педагогической оценки;

- знать условия эффективности педагогической оценки;

- уметь анализировать возрастные особенности педагогической оцен­ки и использовать эти знания в социально-педагогической сфере.

Тестовый контроль

1. В младенческом возрасте наиболее действенными формами педа­гогической оценки являются:

а) прямые вербальные оценки действий;

б) социально-психологические стимулы;

в) поощрения, относящиеся к демонстрируемым ребёнком зна­ниям, умениям и навыкам;

г) эмоционально-экспрессивные стимулы.

2. Наиболее значимыми педагогическими оценками в дошкольном возрасте выступают:

а) оценки личностного плана взрослыми людьми;

б) оценки, связанные с соблюдением внешних форм поведе­ния;

в) социально-психологические стимулы;

г) все ответы верны.

3. Успешность ученика в обучении в большей степени зависит от его:

а) способностей;

б) задатков;

в) волевых качеств;

г) ситуации успеха, создаваемой учителем.

4. Для психологического развития ребёнка наиболее важна стиму­лирующая роль:

а) поощрений;

б) наказаний;

в) сочетания поощрений и наказаний в зависимости от ситуации;

г) механизмов подкрепления.

5. Педагогическая оценка различается по:

а) уровню обобщённости;

б) способам предъявления;

в) способам оценочного воздействия;

г) все ответы верны.

6. Комплексный характер педагогической оценки означает:

а) сочетание моральных и социально-психологических стимулов;

б) преобладание индивидуальных стимулов;

в) разнообразные стимулы;

г) нет верных ответов.

7. Моральная оценка педагога предполагает похвалу или порицание ученика за:

а) личностные качества;

б) результаты учебной деятельности;

в) поступки;

г) степень работоспособности.

8. Наиболее эффективной является такая педагогическая оценка, которая:

а) порождает внутреннюю мотивацию и поддерживает её соот­ветствующей внешней стимуляцией;

б) обеспечивает результативность учебной деятельности;

в) учитывает индивидуальные особенности ребёнка;

г) создаёт благоприятные условия обучения и воспитания.

9. К способам повышения персональной значимости педагогичес­кой оценки относятся:

а) учёт индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка;

б) оценка достижений ребёнка в значимой деятельности;

в) оценка, которую дают ребёнку значимые другие;

г) верный ответ: а, в.

10. Объективность педагогической оценки в большей степени про­является при учёте:

а) половой принадлежности ученика;

б) возраста ученика и конкретной ситуации;

а) личного отношения педагога к ученику;

г) характера взаимоотношений учителя с родителями ученика.

Наши рекомендации