Вторая по значению деятельность - трудв двух характерных для этого возраста формах — в форме самообслуживанияи в форме изготовления поделок.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Младший школьный возраст - от 6—7 до 10—11 лет. Начало периода совпадает с кризисом 7 лет, ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы. Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребёнка как большого умственного напряжения, так и активности. От того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки, будет зависеть качество учебной деятельности.

Учебная деятельность является ведущей.

Специфика учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, сам ребенок ничего в этих знаниях не меняет. Изменяется сам ребенок как субъект, осуществляющий эту деятельность. И сам замечает эти изменения. Учебная деятельность требует от ребенка рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал».

Учебная деятельность — это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребенке.

Структура учебной деятельности:

1. Мотивы учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности могут быть разнообразными. Внешние и внутренние мотивы.

Например, цель решения задачи для школьника может побуждаться следующими мотивами — научиться решать такие задачи, получить хорошую оценку, отправиться после уроков гулять, избавиться от страха, что завтра спросят, и т.д. Объективно цель остается той же самой, но смысл и качество деятельности меняются в зависимости от мотива.

В норме в основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.

2. учебные ситуации (или задачи) — то, что ученик должен освоить;

3. учебные действия — изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником; это то, что ученик должен сделать, чтобы открыть свойства того предмета, который он изучает;

4. действия самоконтроля — осознание того, «правильно ли я осуществляю действие», соответствующее образцу;

5. действия самооценки — осознание того, «достиг я результата или нет».

Вторая по значению деятельность - трудв двух характерных для этого возраста формах — в форме самообслуживанияи в форме изготовления поделок.

Игры, хотя и утрачивает позиции ведущей деятельности, но занимает много места в жизни младших школьников. Это — продолжающиеся сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии, дидактические и соревновательные игры, не говоря уже о компьютерных играх. В них продолжают развиваться воображение, освоение норм жизни взрослых, планирование и т.д.

Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы.

Внимание.Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольноевнимание.

Происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Но и произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Расширяются объём внимания, способность к его концентрации, распределению, переключению.

Восприятие.Восприятие в I—II классах отличается слабой дифференцированностью:часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность. Но к концу возраставосприятие становится в целенаправленным, управляемым процессом, становится дифференцированным. Дети становятся более наблюдательными.

Память.Память тоже характеризуется непроизвольностью. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала.

Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.

Новообразование в развитии памяти – переход к опосредованному запоминанию, овладение приёмами запоминания и воспроизведения.

Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже — словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее — абстрактные понятия.

Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают текст дословно.

К концу возраста память становится более продуктивной.

Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Мышление.В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии.

На первой стадии (I—II классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенноми наглядно-образном плане.

К III-IV классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, дети овладевают классификацией, начинает формироваться словесно-логическое мышление. Ребёнок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления.

Исследования В. В. Давыдова показали, что вмладших классах могут быть сформированы элементы теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях (исследование природы самих понятий).

В первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, ко второму – третьему году школьного обучения

Ребенок 7–8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Если учащиеся 1–2-го класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3–4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Младшие школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно Также важным психологическим новообразованием школьного возраста является переход к знаково-символической деятельности. Использование графических схем, символов при решении учебных задач требует достаточно развитого воображения и качественно нового, более высокого уровня мышления.

Воображение.В I классе воображение опирается на конкретные предметы(воссоздающее), но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии (творческое).

Речь.Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи,хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.

Развитие личности.Большинство младших школьников доверчивы, исполнительны, склонны к подражанию. Среди них трудно обнаружить злостных нарушителей дисциплины, хулиганов, нежелающих учиться. Они малоконфликтны, требования учителя обычно выполняют без обсуждений и споров, чаще всего послушны и старательны.

В 6—7 лет складывается единство личности, «Я»,на развитие которого оказывает влияниеобщение с окружающими(каков характер этого общения, такие именно личностные качества у него сформируются).

Ведущие потребности этого возраста — потребности в общении, во взаимопонимании и сопереживании.

Наблюдаются и изменения в эмоционально-волевой сфере –нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств.

Но возможности полного осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены.

Обнаруживаются некоторые импульсивные реакции ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже к концу возраста дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости.

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства:нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).

Воля

Волевое поведение в I классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—IIIклассу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Однако он обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто «как все» или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания. Девочки раньше овладевают волевым поведением, чем мальчики.

Школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Важное место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль.

Наши рекомендации