Занятия в активных, интерактивных формах по очной форме обучения

ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 40.05.01

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(уровень специалитета)

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ

Калуга 2017

Автор: И.И.Пацакула – кандидат психологических наук, доцент кафедры финансово-правовых и социальных дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ

Рецензенты:

Т.В. Белинская – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского

И.П.Краснощеченко – доктор психологических наук, профессор, директор института психологии Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского

Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Финансовое право» подготовлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета).

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры финансово-правовых и социальных дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ «31» августа 2017 г., протокол № 1

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) «08» сентября 2017 г., протокол № 4

Раздел 1. Общая характеристика и место дисциплины в структуре образовательной программы

1.1.Целями преподавания дисциплины являются:

Целью курса является системное изложение узловых вопросов и основных понятий психологии, наиболее существенных направлений и позиций в психологии, изучение основных психологических закономерностей и механизмов протекания психических процессов, индивидуально-психологических особенностей личности.

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Психология» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника ВГУЮ (РПА Минюста России). Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

1.2.Задачами преподавания дисциплины являются:

  • знание теоретических основ, существенных характеристик и понятий психологии; системы категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить многообразие человеческой реальности;
  • умение оперировать наличными знаниями, проблемного усвоения положений, содержащихся в трудах психологов, современных конкретно-психологических теориях и исследованиях;
  • умение анализировать с разных теоретических позиций конкретные психологические феномены и прослеживать логику их дальнейшего развития;
  • умение применять полученные знания в условиях сотрудничества со смежными специалистамии областями психологической науки (зоопсихология, социальная психология, психология личности, антропология, дифференциальная психология и др.).
  • владение техникой основных методов психологического исследования в контексте задач изучения познавательных процессов, психических состояний и свойств личности.
  • установление взаимосвязи психических явлений, их взаимообусловленности и взаимовлияния.

1.3. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина "Психология" входит в базовую часть Блока 1 программы подготовки специалиста 40.05.01"Правовое обеспечение национальной безопасности" (квалификация (степень) "специалист"). Преподавание дисциплины "Психология" ведется на 1 курсе (1 семестр) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельная работа студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; работа с бланковыми тестами, организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др.

Продолжительность изучения дисциплины 18 недель.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы. На изучение дисциплины отводится 72 часа.

Содержание обучения в Университете по дисциплине «Психология» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности специалиста:

а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

д) организационно-управленческая (организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач);

е) научно-исследовательская деятельность (проведение научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности);

ж) педагогическая (преподавание юридических дисциплин модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; осуществление правового воспитания.).

Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин «Философия», «Логика», «Иностранный язык», «Теория государства и права».

Курс психологии состоит из двух частей: 1. Основы психологии. 2. Познавательные процессы. 3. Индивидуально-психологические особенности личности.

В части 1 рассматриваются основы психологии, раскрываются представления о базовых понятиях психологии как науки: психика, сознание, личность, деятельность, рассматриваются вопросы, раскрывающие развитие взглядов на предмет психологии, историю развития психологии и ее методы, психология общения и малых групп.

В части 2 рассматриваются основные познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение и отдельно внимание. Раскрываются понятие, виды, свойства познавательных процессов.

В части 3 рассматриваются индивидуально-психологические особенности личности: задатки и способности, темперамент, характер, воля, эмоции и чувства, психические состояния личности. Необходимость овладения содержательным базисом названных разделов сопряжена с обоснованным выводом, согласно которому психология представляет собой аккумулированный опыт анализа действительности. Знания, полученные при изучении дисциплины "Психология", могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

Раздел 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ОП.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

· способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

· способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

Выпускник должен обладать следующим профессиональными компетенциями (ПК):

o способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-15);

· способностью организовывать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19);

Результаты обучения по дисциплине «Психология» по направлению специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Дисциплина формирует указанные компетенции на начальном этапе освоения образовательной программы

Коды формируемых компетенций Компетенции Результат освоения
Общекультурные компетенции
ОК-1 способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Знать. Мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Уметь. Анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Владеть. Навыками анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем.
ОК-5 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности Знать. Правила и нормы толерантного поведения, социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, особенности работы в коллективе, кооперации с коллегами, особенности предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. Уметь. Работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности Владеть. Навыками работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности.
ОК-6 способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния Знать. Методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния. Уметь. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния. Владеть. Навыками обеспечения психологической устойчивости в сложных и экстремальных условиях, применения методов эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния.
Профессиональные компетенции
ПК-19 способность организовывать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов Знать. Основы организации работы малого коллектива исполнителей, порядок планирования и организации служебной деятельности исполнителей, осуществления контроля и учета ее результатов. Уметь. Организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов. Владеть. Навыками организации работы малого коллектива исполнителей, организации служебной деятельности исполнителей, осуществления контроля и учета ее результатов.

Раздел 3. Содержание и объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах, структурированные по темам (разделам) с указанием видов учебных занятий

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

по семестрам (очная форма).

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Аудиторные занятия      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа(СРС)      
в том числе:        
курсовая работа (проект)        
контрольные работы (по учебному плану)        
зачет     +  
экзамен        

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для заочной формы обучения на базе СО.

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)        
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа(СРС)    
в том числе:        
курсовая работа (проект)        
контрольные работы (по учебному плану)        
зачет   + +  
экзамен        

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МОДУЛИ

Содержание модуля 1 "Основы психологии".

Лекции

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Житейская и научная психология: особенности и отличия. Проблемы ассимиляции реально-психологического опыта человека. Психика и душа. Психология как наука о человеке. Место психологии в системе наук о человеке. Предмет, объект науки. Феномен человека в проекциях научного знания. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. Номотетический и идеографический подход в науке. Методы объяснительной и описательной психологии. Дифференциация психологического знания по отраслям. Академические и прикладные отрасли психологического знания. Задачи и структура современной психологической науки. Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии. Роль психологических знаний в практической жизни человека. Перспективы развития психологии как науки и практики в 3-ем тысячелетии.

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.Психика и душа:античные представления о взаимоотношении души и тела (Аристотель, Платон, Сократ).Выделение психологии в самостоятельную экспериментальную науку. Психология как наука о сознании. Интроспективная психология: задачи школы, логика выделения интроспективного метода познания, идеи разложения психики на элементы – атомизм; достоинства и недостатки метода и направления в целом; структурализм (Э.Титченер) и функционализм (У.Джеймс). Психология как наука о поведении. Бихевиоризм: предмет, задачи исследования данного направления, методы, объективный подход в психологии; становление отечественной школы бихевиористов (вклад И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова); необихевиоризм (Толмен), достоинства и недостатки направления. Гештальтпсихология: проблема целостности, целостный подход в психологии; единицы анализа – гештальты; факторы, работающие при образовании гештальта (факторы близости, хорошего продолжения, вхождения без остатка, замкнутости, прошлого опыта); закон прегнантности; фигура и фон. Эксперименты М.Вертгеймера и В.Келлера. Достоинства и недостатки направления. Психоанализ: предмет, методы изучения бессознательного. Сознание и бессознательное: их взаимосвязь; распространение фрейдизма, критика и достоинства направления. Неофрейдизм. Становление и развитие отечественной психологии: изменение взглядов на предмет науки в отечественной школе. Рефлексология и изучение психически регулируемого поведения (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев); советский период развития науки; понимание психики в рамках ленинской теории отражения; вклад С.Л.Рубинштейна, С.Л.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, А.Р.Лурия в мировую психологию; ориентации отечественной психологии: марксистски ориентированная психология, западнически ориентированная психология, духовно ориентированная психология.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ.Понятие отражения и психики; отражательная и регуляторная функции психики; механизм саморегуляцииповедения.основные формы проявления психики и их взаимосвязь; классификация психических явлений и процессов. Возникновение и развитие психики в филогенезе; объективный критерий психики (А.Н.Леонтьев); раздражимость, чувствительность как качественно новый тип отражения, выполняющий ориентирующую и сигнальную функцию; адаптивная природа психики. Понятие филогенеза, таксисы, тропизмы. Стадии развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект животных. Уровни регуляции поведения животных: инстинкт, навык, интеллект. Социальное поведение животных. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных.Общие закономерности эволюции психики. Отличие психики животных от психики человека. Сознание и психика.

СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Условия возникновения и развитие сознания. Понятие, структура и сущность сознания. Бессознательное. Понятие установки по Д.Н.Узнадзе. Признаки и свойства сознания. Не­осознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), динамические связи с осознавае­мым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные меха­низмы, факторы их осознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпи­рические характеристики сознания (пространственная, временная, инфор­мационная, энергетическая). Понятие и структура сознания по Л.С.Выготскому, А.Н.Леонтьеву, В.П.Зинченко. Структурный анализ сознания. Статистиче­ская и динамическая модель. Связь сознания и языка.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Психология деятельности; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций. Понятие и структура деятельности по К.К. Платонову, А.Н. Леонтьеву, С.Л.Рубинштейну. Динамика деятельности. Сдвиг мотива на цель. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация действий. Навыки, их структура и закономерности выработки. Проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпири­ческие исследования мотивации. Труд, учение и игра как основные виды человеческой деятельности и их сравнительная характеристика.

ЛИЧНОСТЬ. Понятие личности в системе человекознания. Понятия вид, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности в различных подходах (А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, В.С.Мерлин, В.Асмолов, Б.Ломов). Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Проблема наследования психических свойств. Психологическая структура личности по К.К.Платонову. Виды формирования личности (стихийное, целенаправленное, самоформирование). Формирование направленности личности как системообразующего свойства. Направленность как стержневая характеристика личности. Движущие силы развития личности. Этапы развития личности в онтогенезе. Фазы становления личности. Личность как предмет психологического иссле­дования. Самооценка личности, уровень притязаний и ценностные ориентации, особенности их взаимовлияния. Свойства, и типология личности.

ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП. Малая группа как форма социальной организованности. Понятие группы, верхняя и нижняя граница группы. Виды малых групп. Малая группа и коллектив. Социально-психологические характеристики малой группы. Коммуникативное, социометрическое измерения. Лидерство, сплоченность, организованность. Отношение власти. Феномены взаимодействия личности и группы: конформизм и нонконформизм, деиндивидуализация, социальная леность, социальная фасилитация. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе. Социометрия и внешнегрупповаяреферентометрия. Стратегии поведения личности внутри группы в ситуации разногласия.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Сущность общения, его функции, виды, стороны, формы. Коммуникативная сторона общения: вербальные и невербальные средства общения и их роль в общении. Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосеман­тика. Культура речи в общении: умение говорить и умение слушать. Перцептивная сторона общения: восприятие и роль социальных стереотипов в деловом общении, ошибки восприятия. Механизмы социальной перцепции. Экспресс-диагностика эмпатии. Барьеры общения. Интерактивная сторона общения - общение как взаимодействие: психические состояния личности роли и позиции в обществе. Транзакционный анализ Э.Бэрна.

Семинары

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

  1. Научная и житейская психология: основные понятия, различия между ними. Проблема ассимиляции реально-психологического опыта человека
  2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии
  3. Предмет психологии. Место психологии в системе наук о человеке. Отрасли современной психологии. Перспективы развития психологии как науки и практики в 3-ем тысячелетии.
  4. Психология как наука о душе: античные представления о взаимоотношениях души и тела.
  5. Психология как наука о сознании: интроспективная психология.
  6. Психология как наука о поведении: бихевиоризм; необихевиоризм.
  7. Гештальтпсихология и психоанализ. Неофрейдизм.
  8. Развитие отечественной психологии.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ.

СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

  1. Стадии развития психики: элементарная сенсорная, перцептивная стадия психического развития, интеллект животных.
  2. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных.
  3. Основные закономерности развития психики животных.
  4. Социальное поведение животных.
  5. Предпосылки появления сознания.
  6. Структура сознания (по В.П. Зинченко - А.Н. Леонтьеву, К.К. Платонову)
  7. Сознаваемые и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (по Д.Н. Узнадзе).

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

ПОНЯТИЕ ГРУППЫ В ПСИХОЛОГИИ

  1. Общение: понятие, функции, виды и типы (императивное, манипулятивное, диалогическое)
  2. Коммуникативная сторона общения
  3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  4. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) Способы оптимизации общения
  5. Определение, функции, границы, классификации малых групп. Социально-психологическая характеристика малой группы.
  6. Механизм групповой динамики.
  7. Способы воздействия в процессе общения.
  8. Эффективность групповой деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ.

  1. Понятие деятельности (Леонтьев А.Н., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л.)
  2. Динамика деятельности. Интериоризация и экстериоризация действий.
  3. Определение навыка и процесс его формирования.
  4. Игра, учебная и профессиональная деятельность.
  5. Этапы развития личности в онтогенезе. Фазы становления личности.
  6. Виды формирования личности (стихийное, целенаправленное, самоформирование). Формирование направленности личности как системообразующего свойства.
  7. О соотношении биологического и социального в развитии личности.
  8. Самосознание личности: основные компоненты (самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации), взаимосвязь и закономерности развития.

ВНИМАНИЕ

  1. Понятие о внимании. Значение внимания в жизнедеятельности человека.
  2. Физиологические механизмы внимания.
  3. Виды внимания, их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания и их обусловленность.
  4. Развитие, формирование, управление вниманием. Внимательность как свойство личности.

Содержание модуля 2 "Познавательные процессы".

Лекции

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ.Общее представление о восприятии и ощущении; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства пер­цептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность, психофизика ощущений, закон Вебера - Фехнера; констант­ность и предметность восприятия, избирательность, апперцепция, соотношение фигуры и фона, целостность восприятия; закономерности ощущений. Свойства ощущений и восприятий. Иллюзии восприятия. Исследование особенностей тактильного и зрительного восприятия методом Фолькельта. Восприятие времени, пространства, движения. Сенсорный голод.

ПАМЯТЬ.Понятие и психологическая характеристика видов памяти. Характеристика процессов памяти и их закономерностей, основные факты и закономерности психологии памяти. Кривая забывания Эббингауза. Реминисценция. Психология запоминания: произвольное запоминание, непроизвольное запоминание, соотношение между ними. Приемы и средства эффективного запоминания. Ретроактивное торможение. Аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; память как высшая психическая функция. Особенности развития памяти в онтогенезе, тренировка памяти. Диагностика и развитие памяти.

МЫШЛЕНИЕ. Основные подходы к изучению мышления, различные аспекты рассмотрения мышления. Предмет психологии мышления. Понятие, функции и характеристики мышления. Мышление как процесс открытия нового. Виды мышления. Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического мышления. Психологическая характеристика мыслительных операций. Анализ через синтез. Исследование ригидности и лабильности мыслительных процессов. Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления. Теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность.

ВООБРАЖЕНИЕ. Понятие, виды, функции. Приемы развития творческого воображения. Творчество; воображение и творческое мышление, творче­ская личность; мышление и интеллект, структура интеллекта, креативность. Приемы развития воображения. Исследование особенностей воссоздающего воображения. Сравнительная характеристика мышления и воображения (по А.В.Брушлинскому).

Семинары

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

1. Ощущение: понятие, виды.

2. Основные свойства и закономерности ощущений

3. Закон Вебера-Фехнера.

4. Сенсорный голод

5. Восприятие как психический процесс и как перцептивная организация деятельности: понятие, основные свойства

6. Восприятие пространства, времени и движения; человека человеком

7. Основные определения темы: константность, избирательность, апперцепция, соотношение фигуры и фона, предметность, целостность.

8. Иллюзии восприятия.

9. Сенсорно-перцептивная организация личности.

ПАМЯТЬ

  1. Память: определение, понятие и особенности видов памяти.
  2. Теории памяти и процессы памяти. Приемы рационального запоминания.
  3. Индивидуальные особенности памяти.
  4. Развитие памяти.

МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

1. Мышление: понятие, характеристики, функции, виды.

2. Характеристика основных структурных компонентов мышления (содержательных, операционных, мотивационных)

3. Единство мышления и речи.

4. Мышление как процесс. Мышление как процесс открытия нового.

5. Теории мышления.

6. Воображение: понятие, виды их специфика и взаимосвязь, функции, приемы.

7. Приемы развития воображения.

Содержание модуля 3 "Индивидуально-психологические особенности личности".

Лекции

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ. Понятие, функции эмоций. Место эмоций в структуре деятельности. Основные параметры эмоций. Факторы эмоциональной активации. Основные направления развития представления об эмоциях; обучение и виды эмоциональных процессов; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация. Виды и психологическая характеристика эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, чувства. Стресс и дистресс. Психические состояния. Роль и место со стояний среди других психических явлений. Функции состояний. Класси­фикация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями. Связь эмоций с познанием. Изучение особенностей эмоционального состояния человека.

ВОЛЯ. Понятие, функции воли в психологии. Представление об импульсивных и волевых действиях. Воля, волевые процессы и волевые действия. Волевые процессы и их изучение. Волевые свойства личности. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень ре­гуляции. Волевой акт и его структура. Самооценка волевых качеств личности.

ТЕМПЕРАМЕНТ. Понятие и структура темперамента. Физиологическая основа темперамента, тип высшей нервной деятельности и темперамент, свойства высшей нервной деятельности. Свойства и типы темперамента. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин). Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности, темперамента и успешности деятельности. Исследование свойств темперамента.

ХАРАКТЕР. Общее понятие о характере и его природе, структура характера. Направленность, воля и характер. Взаимосвязь характера и темперамента. Психопатии и акцентуации характера. Явные и скрытые акцентуации характера. Формирование характера. Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда.

СПОСОБНОСТИ. Понятие способностей в концепции Б.М.Теплова и В.Д.Шадрикова. Соотношение задатков и способностей в концепциях Б.М.Теплова и В.Д.Шадрикова. Виды способностей. Способности и одаренность. Модель интеллектуальной одаренности по Дж.Рензулли.

Семинары

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

1. Общая характеристика эмоций: понятие, функции, место в структуре деятельности.

2. Внешние проявления и физиологические основы эмоций.

3. Виды и психологическая характеристика эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, чувства. Стресс. Закономерности эмоциональной жизни.

4. Теории эмоций.

ТЕМПЕРАМЕНТ

  1. Понятие и структура темперамента.
  2. Типы темперамента, их психологическая характеристика.
  3. Физиологическая основа темперамента: свойства и типы высшей нервной деятельности.
  4. Основные свойства темперамента.
  5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

ХАРАКТЕР

1. Подходы к определению характера в психологии. Взаимосвязь характерологических и конституциональных свойств личности.

2. Основные свойства характера. Структура характера.

3. Акцентуации характера: понятие, признаки, общая характеристика.

4. Формирование характера.

СПОСОБНОСТИ

1. Понятие о способностях, виды и уровни развития способностей.

2. Задатки и способности.

3. Структура специальных способностей. Способности и одаренность.

4. Развитие и формирование способностей.

Образовательные технологии

В обоих модулях реализованы личностно ориентированная технология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучение учение. С учетом этого, учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

· информацию, отражающую мировой, постоянно обновляющийся опыт в области психологии;

· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и общепрофессиональными дисциплинами,

· информацию, помогающую самообразованию. Это – имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностный подход при освоении дисциплины реализуется через анализ и решение проблемных ситуаций, возникающих при решении тестовых заданий, основных и контрольных вопросов, примеры которых приведены в рабочей программе.

При изучении модулей предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

1. Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля.

2. Работа в команде при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам.

3. Активное обсуждение презентаций студентов по результатам рефератов на семинарских занятиях.

Образовательная технология - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения (ПРО), средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Планируемые результаты обучения это представление о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять студент на выходе из данного периода обучения (блок уроков, семестр, год и так далее).

При обучении курса «Юридическая психология» используются следующие образовательные технологии:

- Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов.

- Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности студентов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии.

- Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс.

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы студентов и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:

- <

Наши рекомендации