Подражательная речевая деятельность в форме однословного предложения н предложении из двух аморфных слов-корней

Методические указания. Логопед называет те слова, которые хочет получить в экспрессивной речи неговорящего ребенка. Со­здавая диалогическую речь, логопед широко использует различные звукоподражания. Сначала он сам несколько раз подражает кри­кам животных, шумам, а затем, пользуясь только различными приемами, старается получить ответную речевую реакцию у ре-

1 Словесные просьбы должны учитывать привычное для ребенка местона­хождение названных предметов: цветы на окне, книги в шкафу, карандаши в и т. д.

бенка. Логопед подбирает звукосочетания, исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки (ба-ба, му-му),у других — задненебные (ка-ка, га-га), у третьих — передне­язычные (ди-ди, ти-пш).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5—6 повторений). Произ­нести эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то бы­стро, то сердито (низко), то нежно, то ласково (высоко). Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхатель­но-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляцион­ные упражнения лучше давать только в игровой форме.

Для активизации речи детей можно модифицировать игры по развитию речи детей второго года жизни: «Волшебный мешочек», «Кто в домике живет?», «Забор», «Машин дом» и др.1.

Задание 14. Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.

Предложите понюхать цветы; погреть руки, если они замерзли; выдуть мыльный пузырь и т. д. Потянуть звуки аааа (девочка плачет), уууу (гудит труба), ау (заблудились дети), ииии (плачет мышонок), ау (плачет Ляля), ой-ой, ай-ай (укусила оса), сь (шумит ветер).

Задание 15, Провести упражнения для губ. Например, делать трубочки разной длины, надуть щеки, остановить лошадку (тпру). Попеременно вытя­гивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

Задание 16. Проведите упражнения для языка, например: облизывание губ; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Игровые призмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движение и проговаривание отдельных звуков, слогов2

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие дви­жения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

Ходьба

Логопед. Мы проверили осанку.

Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

Логопед. И свели лопатки (дети отводят плечи назад). Мы походим на носках (идут на цыпочках). Мы идем на пятках (идут на пятках). Мы идем, как все ребята (шагают маршеобразно). И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку).

1 См.: В. А. Петрова. Методика занятий по развитию речи с детьми второго года жизни. М., Медгиз, 1962.

2 Адаптированный вариант комплекса лечебной гимнастики для детей 3 — 5 лет, страдающих бронхиальной астмой, «Здоровье», 1971, № 8, стр. 18— 19-

Ходьба

Все проводится, как в предыдущем упражнении, движения сопровождаются проговариванием слогов ах, ох, ух, в такт шагов. Логопед. Как косолапый мишка, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках, А после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ох, ох, ох), И после к бегу перейдем (бегут). Останавливают­ся (уух\).

Подуем на плечо

Логопед. Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова

повернута — выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо),

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову вверх,

дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и

дуют)

И остановимся пока. Труба

Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле),

Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в

кулак к губам).

Подудим в свою трубу: Ту-ту; ту-ту; бу-бу-бу.

Насос

Логопед. Это очень просто: покачай насос ты.

Дети. С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают вдох).

Логопед. Накачай насос ты. Это очень просто. Дети. С-с-с-с

Дом маленький, дом большой

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (сердито показывает руками).

Дети (сердито): ОЙ, ой, ой (поднимают руки вверх). Логопед. Ау зайца маленький, аи, аи, аи (жалобно). Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено ру­ками.

Дети (жалобно). Аи, аи, аи.

Логопед. Мишка наш пошел домой (Дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Логопед. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Аи, аи, аи.

Ежик

Логопед. Вот свернулся еж в клубок. Потому что он про­дрог. (Дети сидят на корточках).

Дети (жалобно). Ох, ох, ох.

Логопед. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

Дети распрямляются, потягиваются.

Дети (весело). Аи, ай-ай.

Жук

Логопед. Усы раздвинув смело, Жуки жужжат в траве.

Дети сидят, раздвинув руки.

Логопед. «Ж-ж-у, — сказал крылатый жук, — Посижу и пожужжу».

Дети складывают на груди руки. Дети. Ж-ж-ж-ж.

Куры

Логопед. Бормочут куры по ночам.

Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы.

Бьют крыльями: тах-тах-тах.

Дети похлопывают себя по коленям.

Дети. Тах-тах-тах.

Логопед. Поднимаем руки мы к плечам.

Дети выпрямляются, делают вдох. Потом опустим так.

Дети наклоняют корпус вперед. Дети. Ко-ко-ко.

Самолет

Логопед. Посмотрите в небеса — Самолет там, как оса.

' ■ ■ Дети смотрят вверх.

Логопед и дети. З-з-з.

Логопед. Жужжит самолет и машет крыльями.

Дети разводят руки и поворачивают туловище вправо-влево. Дети. З-з-з.

Задание 17. Вызвать аморфные слова1. Г. Название близких ребенку лиц: мама (ма), папа (па), баба (ба), дядя (дя), тетя (ть).

1 В скобках приведено возможное звукопроизношение слов. Допустимы любые ответы.

2. Имена близких лиц или игрушек, кукол:

Оля (о, оя), Нина (ни), Вова (ова, ва), Тата, Ната, Коля.

3. Просьбы:

дай, на (дя, ня), где? (де), там (тя), здесь (де). Выражение желания что-либо повторить еще: еще (нее, се).

4. Выражение своего состояния междометиями аи, ой (больно), шии (тише).

5. Подражания крикам животных:

собаки: ав-ав, ам-ам (аф); коровы: му-му (у); ослика: иа~иа (а); кошки: мяу-мяу (ау, мняу); козлика: бе-бе (пи-пи).

6. Подражение крикам, пискам: комара: и-и-и; птички: пи-пи-пи или ти-ти-ти (и, ти); кукушки: ку-ку-ку (уку); курочки: ко-ко-ко, ко-ко-ко (око); лягушки: ква-ква (ва-ва), тяп-тяп (яп).

7. Подзывы животных и управление животными:

кошки: ксс-кс-кс или кис-кис-кис, брысь (бить);

управление лошадкой:

но (поехали), пру (остановились); позвать цыплят: тип-тип-тип

|ИЛИ ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

8. Подражение музыкальным игрушкам: дудочке: ду-ду-ду (дю); балалайке: ля-ля-ля (я); колокольчику: бом-бом-бом (ом-ом).

9. Подражение транспортным шумам:

машины: би-би, ди-ди; самолета: у-у-у (низким голосом); паровоза: , ту-ту.

10. Подражение:

шумам, производимым предметом при падении: бух или бах (вах, ах); звукам шагов: топ-топ (on, on); стуку молотка: то-то |или тук-тук (ту-ту); каплям воды: кап-кап.

11. Эмоциональные восклицания:

упрека: аи, аи, ой, ой; усталости: ох-ух (хь). Игровой прием к заданию

Какое у Маши высокое крылечко. Дом куклы Маши стоит на ]горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц и т. д. В гости к Маше при-|ходят звери, птицы. Когда они поднимаются по ступенькам, то на Екаждой ступеньке «подают голос», одни выражают свою усталость, рдругие — радость. «Га-га-га...» — говорит гусь, «Ко-ко-ко-ко...» — (кричит курочка, «Ой-ой-ой...» —жалуется лиса, «Пи-пи-пи-пи» — Црадостно пищит мышонок.

Задание 18. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы 1(или предметные картинки) в форме любого слога слова. Допустимы искажения и |замещения звуков.

Примерный лексический материал. Утя, киса, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, |лиса> ослик.

Мяч или мячик (аги), гриб или грибок (ги), дом или домик (оми), чубик (ку), машина (сина), самолет (але), пароход (охот) и т. д.

Тапки, боты, шапка, пальто, санки, ложка, ключ, чашка, стул, стол, чайник и т. д.

Задание 19. Предложите детям произнести в следующих словах гласные а, о, у, а (под ударением}. Остальные звуки могут быть нечеткими.

а: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, заика, рак, мальчик, мячик, пальчик, чашка.

о. Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

у: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

а: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зйна, Нина.

Задание 20. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соедине­ния слов где, дай, на, вот, тут, еще и произносимых слов из заданий 18, 19. Например:

Где мячик (де мя)? — Вот мячик (оть ати).

Где зайчик (де, дя, где ати)? — Вот зайчик (вот ати).

Где машина (де сине)? — Вот машина (оть сина).

Дай машину (дя сина, дя си).

Дай кису (дя ки, дай кс, дя кс).

Фрагмент одного занятия

Логопед подбирает предметные картинки, на которых изображе­ны предметы, животные, названия которых доступны детям. Орга­низуя игру в лото или любую другую, логопед ставит ребенка перед необходимостью попросить знакомую картинку.

Отдавая картинку, ребенок должен сказать слово с предлогом на: «на кису» и т. д.

Игровой прием

Игрушки, названия которых дети знают, прячут. Если ребенок задает ведущему вопрос, включающий слово где и название игруш­ки (в любом произношении), ведущий передает игрушку, о которой спрашивал ребенок.

Задание 21. Научить ребенка выражать свои желания словесно:

дай пить (дя пи) дай еще (дя исе) мама, идем (мама дем) идем домой (де амо)

хочу пить (атю пи) хочу гулять (атю гуя) идем гулять (де гуя)

Итог логопедической работы

В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны научиться соотносить предметы и дей­ствия с их словесным обозначением. Предметный и глагольный пас­сивный словарь детей должен состоять из названий предметов, ко­торые ребенок часто видит, действий, которые совершает сам или

их совершают знакомые ему лица, некоторых своих состояний (хо­лодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятель­ность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослых.

Наши рекомендации