Анализ психологических текстов. Ознакомьтесь с работой Э
Ознакомьтесь с работой Э. Эриксона "Идентичность: юность и кризис" [21, с. 285-301]. Заполните таблицу и ответьте на вопросы.
Таблица 3.4.
Возраст | Результат | Нормальная линия | Аномальная линия |
развития | развития | развития |
Вопросы: 1. Какие положения психоаналитической теории З. Фрейда легли в основу концепции Э. Эриксона? 2. Какой критерий использует Э. Эриксон для выделения стадий психического развития? 3. В чем различие во взглядах на проблему психического развития З. Фрейда и Э. Эриксона? 4. Почему концепция Э. Эриксона называется эпигенетической?
Тематика рефератов
- Основные положения теории конвергенции двух факторов В. Штерна.
- Теория трех ступеней К. Бюлера.
- Теория созревания А. Гезелла.
- Теория социального научения.
- Взгляды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) на проблему психического развития человека.
ФАКТОРЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Литература: 1-5, 10, 12, 14, 15, 17-19, 21-23, 27-33, 41, 45, 47, 56
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие психического развития.
2. Факторы и движущие силы психического развития.
3. Закономерности психического развития.
4. Возрастная периодизация психического развития.
Требования к компетентности
- понимать сущность процесса психического развития;
- уметь определять основные понятия темы: "развитие", "возраст", "социальная ситуация развития", "ведущая деятельность", "возрастные новообразования", "кризис развития";
- знать факторы и закономерности развития;
- уметь выделять критерии периодизации;
- уметь анализировать теоретические концепции периодизации;
- уметь обосновывать свою профессиональную позицию, используя знания о закономерностях психического развития.
Тестовый контроль
1. К факторам психического развития относят:
а) среду;
б) наследственность;
в) активность;
г) все ответы верны.
2. Под развитием в психологии понимают:
а) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста;
б) количественные изменения;
в) созревание определенных структур организма;
г) последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения.
3. В современной возрастной психологии под созреванием понимают:
а) последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения;
б) количественный аспект развития;
в) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста;
г) формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
4. Ведущей можно назвать такую деятельность, в которой:
а) возникают и дифференцируются другие деятельности;
б) формируются и перестраиваются частные психические процессы;
в) происходят психологические изменения личности;
г) все ответы верны.
5. Наиболее благоприятный возрастной период для развития каких- либо психических свойств называется:
а) кризисным;
б) сензитивным;
в) стабильным;
г) противоречивым.
6. Возрастные новообразования - это:
а) характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности;
б) уровень произвольности психических свойств;
в) образование новых черт характера в процессе воспитания;
г) достижения ребенка в каком-либо виде деятельности.
7. Кризисные стадии развития - это:
а) краткие, но бурные стадии, характеризующиеся значительными сдвигами в развитии ребенка;
б) периоды, характеризующиеся быстрым физическим ростом;
в) периоды, характеризующиеся только негативными изменениями;
г) периоды, характеризующиеся нарушениями социализации ребенка.
8. Характеристиками кризиса развития могут быть:
а) неотчетливость границ;
б) трудновоспитуемость детей;
в) снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения;
г) все ответы верны.
9. Движущими силами психического развития являются:
а) противоречия между возрастающими способностями и старыми формами деятельности;
б) противоречия между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями их удовлетворения;
в) противоречия между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями;
г) все ответы верны.
10. Зона ближайшего развития - это:
а) те психические функции и свойства, которые сформировались у ребенка к определенному возрастному этапу;
б) количественная мера прогресса умственного развития в случае успешного обучения;
в) потенциальные возможности ребенка, которые реализуются при помощи взрослого;
г) показатель интеллектуального развития.