Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.5.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу.
Практическое занятие № 1.
Тема: Понятие психологии труда. Предмет и задачи психологии труда.
Вопросы для обсуждения
1. Психология труда как отрасль научного знания. Предмет психологии труда. Актуальные проблемы и задачи психологии труда.
2. Связь психологии труда с различными отраслями психологической науки, со смежными непсихологическими отраслями знания.
3. Инженерная психология как научная дисциплина. Предмет инженерной психологии. Основные задачи инженерной психологии.
4. Эргономика как комплексная наука о закономерностях и характеристиках трудовой деятельности человека.
5. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда.
Задания для самостоятельной работы
1. Зарисовать и проанализировать схему основных проблем психологии труда, схему психологических факторов гуманизации труда и повышения его производительности (3, с. 114 – 116).
2. Зарисовать и проанализировать схему направлений исследования в инженерной психологии (4, с. 9).
3. Сделать конспект источника 2.
4. Сделать краткие выписки из источников 1, 4, 5.
Основная литература
1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с. 129 – 137 (кр. выписки).
2. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г., Зотова О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессий // Психологический журнал. – 1981. - № 6 (конспект).
3. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М.: Изд-во МГУ, 1986, с. 5 – 78, 114 – 116.
4. Основы инженерной психологии./ Под ред. Б.В. Ломова. - М.: Высшая школа, 1977, с. 5 – 19 (кр. выписки).
5. Пряжников Н.С. Психологические вопросы труда. - М. - Воронеж, 1997, с. 7 – 37, с. 55 – 77 (кр. выписки).
6. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
Дополнительная литература
1. Зинченко В.П., Мунинов В.М. Основы эргономики. - М., 1979.
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 3 - 98.
3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
4. Лоос В.Г. Промышленный труд. - М., 1979.
5. Физиологические и психологические основы труда. - М.: Профиздат, 1974, с. 7 - 17.
Практическое занятие № 2.
Тема: Методы психологии труда.
Вопросы для обсуждения
1. Методологические основы психологии труда.
2. Методы психологии труда:
а/ методы построения теории в психологии труда,
б/ эмпирико-познавательные методы,
в/ методы диагностики,
г/ методы анализа и обработки эмпирических данных,
д/ преобразующие, или конструктивные методы психологии труда.
3. Методы исследования в инженерной психологии.
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь понятия: метод наименования, метод логического генерирования, метод вербального комбинирования, метод интерпретации, метод номологизации, метод определения, метод индуктивного предсказания, метод дедуктивного предсказания, метод синтаксического комбинирования, метод верификации, метод доказательства, метод объяснения, трудовой метод.
2. Составить таблицу «Эмпирико-познавательные методы психологии труда: условия их проведения, достоинства и недостатки» (1).
3. Сделать конспект источника 3.
4. Сделать краткие выписки из источника 2.
Основная литература
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 99 - 197.
2. Основы инженерной психологии. / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высшая школа, 1977, с. 10 - 18 (краткие выписки).
3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М. - Воронеж, 1997, с. 58 - 59 (конспект).
4. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
Дополнительная литература
1. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
Практическое занятие № 3.
Тема: Психологическое понимание труда и профессии.
Вопросы для обсуждения
1. Система психических регуляторов труда.
2. Психологические признаки труда.
3. Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция». Их эволюция в истории человеческого общества. Основные группы эргатических функций.
4. Понятие «трудовой пост». Структура трудового поста:
а/ цели, представление о результате труда,
б/ заданный предмет труда,
в/ система средств, орудий труда, их основные разновидности,
г/ система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций),
д/ система прав субъекта труда,
е/ производственная среда (предметные и социальные условия труда).
Задание для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь основные понятия темы: эргатическая система, эргатическая функция, трудовой пост, профессия, специальность, квалификация, должность.
2. Сделать конспект источника 1.
Основная литература
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 19 – 21, с. 29 – 45, с. 56 – 58, с. 61 – 68 (конспект).
2. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
Дополнительная литература
1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
2. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. - М., 1996.
3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: Изд-во МГУ, Центр «Детство», 1993.
4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, с. 139 – 257.
6. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980.
7. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
8. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М. - Воронеж, 1997, с. 26 – 36.
9. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982, с. 23 – 24.
10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994, с. 9 – 120.
Практическое занятие № 4.
Тема: Субъект труда и его структура.
Вопросы для обсуждения
1. Субъект труда как главный, осознанно преобразующий, регулирующий и оценивающий компонент системы «трудовой процесс».
2. Субъект труда как «многопризнаковая» разноуровневая система. Структура субъекта труда.
3. Профессионально значимые свойства субъекта труда и их динамика.
4. Проблема мотивации трудовой деятельности. Методы исследования мотивов трудовой деятельности.
1. Направления развития человека как субъекта труда.
2. Этапы развития человека как субъекта трудовой деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать и зарисовать схему классификации потребностей личности (4, с. 19).
2. Проанализировать и зарисовать схему мотивации деятельности (4, с. 22).
3. Проанализировать и зарисовать схему связи профессионального мастерства и возможности удовлетворения различных потребностей личности (4, с. 24).
4. Сделать краткие выписки из источников 1, 4.
Основная литература
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, с. 330 – 365, с. 404 – 425 (кр. выписки).
2. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. – М.: Академия, 2008.
3. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
4. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994, с. 19, 22, 24, 69 – 100 (кр. выписки).
Дополнительная литература
1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Зниние, 1991, с. 39 – 67.
2. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с. 72 – 78.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 98 – 107.
4. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. – 1989. - № 5. - С. 158 – 164.
5. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
6. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. - № 2. - С. 51 – 59.
7. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. – 1987. - № 3. - С. 150 – 158.
8. Лосс В.Г. Промышленный труд. – М., 1979, с. 38 – 43.
9. Пряжников Н.С. Психологические вопросы труда. – М. – Воронеж, 1997, с. 77 – 110.
10. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. – 1988. - № 1. - С. 83 – 88.
11. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994, с. 14 – 32.
Практическое занятие № 5.
Тема: Психологическое профессиоведение.
Вопросы для обсуждения
1. Современный мир профессий и тенденции его развития. Понятие «профессия», «трудовой пост», «специальность», «карьера», «должность».
2. Профессиография как средство организации психологического изучения профессии, профессиональной деятельности человека. Принципы профессиографии.
3. Типы профессиограмм. Особенности профессиограмм, составленных с целью профотбора, профориентации и профконсультации, производственного обучения, рационализации режима и условий труда.
4. Схемы профессиографирования. Структура профессиограммы и психограммы.
5. Профессиограммы различных профессий.
6. Методы профессиографии.
7. Классификация профессий, психологические признаки ее построения. Многопризнаковая и многоуровневая психологическая классификация профессий Е. А. Климова, ее структура и возможности применения.
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма, системная профессиограмма.
2. Сделать конспект источника 1.
Основная литература
1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. – 1987. - № 1. - С. 111 – 117 (конспект).
2. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
Дополнительная литература
1. Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии – 1984. - № 1. - С. 13 – 19.
2. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. – Саратов, 1992.
3. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с. 107 – 124.
4. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие. – М., 1992.
5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 107 – 117.
6. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. – 1994. - № 4. - С. 130 – 136.
7. Климов Е. А. Психология самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, с. 139 – 329, с. 442 – 508.
8. Котелова Ю В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986, с. 79 – 99.
9. Мир профессий. Человек – природа./ Сост. Левиева С.Н. – М.: Молодая гвардия, 1985.
10. Мир профессий. Человек – техника./ Сост. Гаврилов В.Е. – М.: Молодая гвардия, 1987.
11. Мир профессий. Человек – техника./ Сост. Каверина Р.Д. – М.: Молодая гвардия, 1988.
12. Мир профессий. Человек - человек./ Сост. Каверина Р.Д. – М.: Молодая гвардия, 1986.
13. Мир профессий. Человек – знаковая система./ Сост. Левиева С.Н. – М.: Молодая гвардия, 1988.
14. Мир профессий. Человек – художественный образ./ Сост. Смирнов А.И.– М.: Молодая гвардия, 1987.
15. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М. – Воронеж, 1997, с. 37 – 54.
Практическое занятие № 6.
Тема: Проблема индивидуальных различий в психологии труда. Индивидуальный стиль деятельности.
Вопросы для обсуждения
1. Концепция интегрального исследования индивидуальности В.С. Мерлина. Уровни исследования индивидуальности. Онтогенез интегральной индивидуальности.
2. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.
3. Методы и принципы исследования индивидуального стиля трудовой деятельности, пути и способы его формирования.
4. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект – объект». Структура субъектных факторов профпригодности. Типы профессиональной пригодности.
5. Понятие и критерии профессиональной успешности. Способности и профессиональная успешность.
6. Проблема установления наилучшего взаимосоответствия субъекта труда и требований трудового поста.
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь понятия: индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, профессиональная пригодность.
2. Сделать конспект источников 2, 4.
Основная литература
1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.
2. Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. – 1987. - № 4. - С. 100 – 108 (конспект).
3. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
4. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. – 1984. - № 6. - С. 26 – 32 (конспект).
Дополнительная литература
1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, с. 96 – 119.
4. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. – Казань, 1982.
5. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. – М.: Академия, 2008.
6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994, с. 89 – 100, с. 180 – 275.
Практическое занятие № 7.
Тема: Психологические основы профессиональной ориентации и консультации.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие профессиональной ориентации. Функции профориентации. Принципы осуществления профориентации.
2. Направления профессиональной ориентации.
3. Основные подходы к проблеме профессиональной ориентации.
5. Индивидуальная профконсультация как условие активизации профессионального самоопределения подрастающего человека. Принципы организации и проведения профконсультации.
6. Планирование и организация профориентационной работы в школе.
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь понятия: профессиональная ориентация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональная диагностика, профессиональное воспитание.
2. Сделать конспект источников 1, 2, 3.
Основная литература
1. Борисова Е.М. Из опыта работы психологической консультации по вопросам професссиональной ориентации учащихся // Вопросы психологии. – 1985. - № 5. - С. 87 – 89 (конспект).
2. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. – 1988. - № 1. - С. 77 – 82 (конспект).
3. Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. - с. 23 – 30 (конспект).
4. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
Дополнительная литература
1. Валитов Н.С. Особенности профессиональной консультации подростков // Вопросы психологии. – 1984. - № 6. - С. 60 – 63.
2. Головей Л.А., Грищенко Н.А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал. - т. 8.- 1987. - № 1.
3. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989.
4. Индивидуальная психологическая профессиональная консультация. Методическое пособие. – Л., 1990.
5. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1983.
6. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1983.
7. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. – 1985. - № 1. - С. 86 – 93.
8. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. - № 2. - С. 51 – 59.
9. Методика индивидуальной профконсультации. – М.: Высшая школа, 1982.
10. Профориентационная работа в школе. Методические рекомендации для классных руководителей и учителей-предметников 4 – 10-х классов / Сост.: Урунтаева Г.А., Цикина О.И. – Мурманск, 1984.
11. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. – Киев, 1980.
12. Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. – 1987. - № 4. - С. 92 – 99.
13. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации / Под ред. Е.А. Климова. – Пермь, 1989.
14. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. – М.: Академия, 2008.
15. Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. – 1990. - № 1. – С. 69 – 71.
16. Шахова И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1986. - № 6.
Практическое занятие № 8.
Тема: Психологические основы профессионального обучения и воспитания.
Вопросы для обсуждения
1. Профессиональные умения и навыки, их классификация.
2. Формирование профессиональных умений и навыков. Кривые развития навыков в процессе упражнения. Явления переноса навыков.
3. Теоретические основы производственного обучения. Опыт использования теории поэтапного формирования умственных действий в профессиональной подготовке.
4. Психологические принципы оптимизации методов профессионального обучения. Активные методы обучения. Тренажеры и их виды.
5. Психологические основы трудового и профессионального воспитания. Возможности формирования системы профессиональных ценностей, профессиональных интересов, направленности личности.
6. Психологические вопросы переподготовки кадров, психологического обеспечения нововведений.
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь понятия: умение, навык, перенос навыка, тренажер.
2. Сделать краткие выписки из источника 2.
Основная литература
1. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
2. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994, с. 107 – 119 (кр. выписки).
Дополнительная литература
1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: Владос, 1998.
2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991.
3. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
4. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986, с. 104– 107.
5. Лоос В.Г. Промышленный труд. – М., 1979.
6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995, с. 59 – 71.
Практическое занятие № 9
Тема: Социально-психологические проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе
Вопросы для обсуждения
1. Социально-психологическая характеристика конфликта. Причины возникновения конфликта. Функции конфликта.
2. Стадии конфликтов.
3. Виды конфликтов и их характеристика.
4. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
5. Методы исследования и способы оптимизации социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь понятия: конфликт, социально-психологический климат.
2. Сделать краткие выписки из источников 1, 3.
Основная литература
1. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. – М., 1995, с. 305 – 351 (кр. выписки).
2. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
3. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988, с. 89 – 119 (кр. выписки).
Дополнительная литература
1. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998, с. 38 – 136, с. 322 – 402.
2. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб, 1996, с. 103 – 107.
3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Редактор-сост.: Райгородский Д.Я. – Самара, 1998.
4. Практическая психология для преподавателей / М.К. Тутушкина, В.Л. Васильев, С.А. Волков и др. – М., 1997, с. 193 – 207.
5. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998, с. 375– 384.
6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991, с. 43 – 125.
Практическое занятие № 10.
Тема: Психологические аспекты повышения профессиональной работоспособности.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие трудоспособности, работоспособности. Факторы, обуславливающие работоспособность человека.
2. Критерии оценки работоспособности.
3. Закономерности (фазы) изменения работоспособности в процессе труда.
4. Функциональные состояния. Виды функциональных состояний. Уровни изменения функциональных состояний в труде.
5. Усталость, утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Физиологические механизмы утомления. Субъективные и объективные показатели утомления.
6. Монотонность труда, ее виды, критерии оценки. Сущность неблагоприятного воздействия на работника. Состояние монотонии, ее физиологические механизмы.
7. Эмоциональные состояния человека в процессе трудовой деятельности.
8. Методы диагностики функциональных состояний.
9. Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний.
Задания для самостоятельной работы
1. Выписать в словарь понятия: трудоспособность, работоспособность, врабатывание, конечный порыв, функциональное состояние, утомление, монотония.
2. Сделать конспект источника 2.
Основная литература
1. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).
2. Степанова Л.П., Рождественская В.И. Особенности работоспособности в условиях монотонной деятельности // Вопросы психологии. – 1986. - № 3 (конспект).
Дополнительная литература
1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с. 78 – 98.
2. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде. Методические рекомендации. – М.: Экономика, 1990.
3. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. – М., изд-во МГУ, 1986, с. 107– 111.
4. Лоос В.Г. Промышленный труд. – М., 1979, с. 48 – 83.
5. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, с. 81 – 100.
6. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. – М.: Академия, 2008.
7. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. – М.: Педагогика, 1980, с. 28 – 48.
8. Физиологические и психологические основы труда. – М.: Профиздат, 1974, с. 81 – 116.