Пишем исследовательскую работу, или от выбора темы до печатной работы

Написать курсовую работу, сделать дипломный проект…
Опубликовать статью в научном сборнике, выступить на конференции, защитить результаты исследований…
Так говорят студенты и аспиранты, это свойственно речи состоявшихся учёных… Да полно, это не о нас, сегодняшних школьниках! Это, возможно, о нас в будущем?
Это слова из какой-то взрослой жизни!

А возможно ли сделать попытку и написать исследовательскую работу, учась в школе? Если возможно, то с чего следует начать? Что нужно знать, чтобы работа удалась?

Итак, первое, с чего начинается исследовательская работа, –выбор области исследования и формулировка темы. Задумайтесь: что сейчас вас интересует больше всего? Что вам нравится? Бродить по городу и рассматривать старинные здания? Тогда вы можете подумать над темой «История одной улицы» или ещё уже – «История одного дома»… Или «История моей семьи в истории моего города». Не старайтесь объять необъятное, выбрать чрезвычайно широкую тему (например, «История города»). Наоборот, чем уже ваша тема, тем лучше. Смешно читать работу, в которой автор-школьник претендует на открытие в области, изучаемой известными учёными в течение долгих лет. Например, выбирать тему «Основные темы лирики Пушкина» или «История Киева» совершенно бессмысленно. То есть, конечно, изучая книги, написанные другими учёными, вы узнаете много интересного. Но смысл исследовательской работы состоит в том, чтобы сделать своё, пусть маленькое, но самостоятельноеоткрытие. А широкая тема позволяет в лучшем случае написать хороший объёмный реферат. Реферат, впрочем, тоже очень полезная форма работы. Более того, хорошее исследование всегда включает обзор написанного до вас, осмысление книг по теме, вас интересующей.

И никак нельзя делать вид, что вы первый, кто заинтересовался этой темой! И что вы собираетесь потрясти мировую научную общественность своим открытием… Будьте внимательны – широкая тема ведёт к поверхностному изложению материала. А мы ведь не хотим, чтобы нас обвинили в верхоглядстве!

Поэтому выбираем узкую тему, но готовим глубокое исследование. Знаете, как Большой каньон в Америке: на вид – узкая расщелина в горах, а глянешь вниз – дух захватывает!
Кстати, напомните потом, чтобы я объяснила, почему не рекомендуется писать исследование в разговорном или публицистическом стиле, – то есть так, как мы сейчас с вами беседуем. Попробуем ещё раз. Шаг первый: выбор области исследования и формулировка темы. Один восьмиклассник очень любил смотреть мультфильмы и задавать вопросы. Умение задавать вопросы тоже необходимо. Может, это самое главное. Ведь известно, что в хорошо сформулированном вопросе содержится часть ответа. Вот однажды этот восьмиклассник посмотрел коротенький мультфильм под названием «Ещё раз!» замечательных молодых аниматоров из города Ярославля, которые, кстати, сами тогда только закончили обучение в Мастерской Александра Петрова (если вы не смотрели анимационные фильмы лауреата премии «Оскар» А. Петрова, очень советуем посмотреть – и «Корову» по рассказу Андрея Платонова, и «Старик и море» по Хемингуэю, и «Мою любовь» по Шмелёву) и задумался: почему фильм длится всего 2 минуты 40 секунд, а заставляет так долго его обдумывать после просмотра? Почему фильм хочется посмотреть ещё и ещё раз? Как удалось аниматорам изобразить один день из жизни мальчишки и одновременно эпоху в жизни страны? «Раз» – это сколько времени? Во всех этих вопросах содержались слова, связанные с понятием времени. Так была сформулирована тема «Время в анимационном фильме «Ещё раз!», а потом написана и сама работа.

А одна семиклассница любила путешествовать и рассматривать старинные здания, интересовалась архитектурой. И очень огорчалась, когда обнаруживала надписи и рисунки на стенах домов, сделанные подростками, – граффити.
В прошлом году она прочитала в нашем журнале статью о граффити в Софийском соборе в Киеве и узнала, что уже в X–XI вв. в Древней Руси люди оставляли рисунки и надписи на стенах зданий. И теперь эти надписи являются материалом для изучения культуры народа и страны. Тогда она отправилась в Софийский собор, внимательно рассмотрела древнерусские граффити и прочитала книги учёных-археологов и лингвистов о надписях на стенах собора. А на деревянных перилах его второго яруса обнаружила неисследованные надписи прошлого века, которые посетители тайком вырезали и выцарапывали на мягкой древесине! Так возникла тема исследования «Граффити Софийского собора: от средневековья до наших дней». Семиклассница собрала эти надписи, расшифровала их, систематизировала и сопоставила с уже изученными археологами. Так появилась работа, содержащая в себе маленькое, но самостоятельное научное открытие. Ведь никто из серьёзных учёных не интересовался простыми надписями на перилах! Так же, как когда-то не интересовались надписями на стенах те, кто были современниками средневековых граффити.

Пишем исследовательскую работу, или от выбора темы до печатной работы - student2.ru Сразу хочу подсказать: выбирайте область исследования и тему, которые интересны не только вам, но и кому-то из уважаемых вами взрослых. Таким взрослым может стать близкий вам человек, учитель или хороший знакомый. Главное, чтобы он знал материалы, связанные с интересующей вас областью и был готов помогать в работе. Ведь бывает так: вам тема кажется интересной, а окружающим нет до неё дела. Тогда шансов на успех не очень много, хотя они всё равно есть. Лучше всё-таки найти себе компетентного взрослого, готового посвятить время и силы выбранной вами теме, помочь точно её сформулировать. Взрослый, который поможет заниматься исследовательской работой, станет вашим научным руководителем. Он и нужные книги посоветует, и вопросы задаст, а на некоторые вопросы подскажет, где искать ответ. Научный руководитель поможет знаниями и опытом, а ещё – готовностью обсуждать тему и искать интересные способы решения проблемы. Одна голова хорошо, а две лучше. И не стесняйтесь обсуждать с окружающими тему вашего исследования – вдруг кто-то знает неизвестные вам факты или выскажет оригинальную гипотезу, или назовёт книгу, которая содержит необходимые вам материалы!

Следующий этап работы – длительный. Это сбор материалов для исследования, наблюдения, чтение книг по теме. Неловко говорить об этом, но порой некоторые юные исследователи попадают в нелепое положение, если слишком бездумно пользуются Интернетом. Научные издания, жюри олимпиад и приёмные комиссии конференций проверяют подлинность присланных работ. Порой хитрецы решают просто воспользоваться Интернет-ресурсами и скачать чужую работу на интересующую их тему, а потом выдать за свою! Осторожно – это называется плагиатом, а плагиатор, то есть ворующий чужую интеллектуальную собственность, должен быть серьёзно наказан. Впрочем, к нашим читателям, это, конечно, не имеет никакого отношения.

Итак, подведём первые итоги. Если вы хотите начать писать исследовательскую работу, то, во-первых, определите область, которая вас интересует. Во-вторых, сформулируйте тему(лучше несколько тем, чтобы было из чего выбирать). В-третьих, найдите компетентного взрослого, который готов взять на себя руководство вашим исследованием. Теперь приступайте к сбору материалов и наблюдениям! А о том,как работать дальше, мы подробно расскажем в других номерах «Светозара».

Другие статьи раздела "Творческая мастерская"

Наши рекомендации