Исследование товарных рынков
Система маркетинговой деятельности
Комплекс маркетинга – это совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми организация старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков, при помощи – инструментов:
1. товар – это средство, с помощью которого можно удовлетворить потребности. При этом его определение: «Продукт труда, изготовленный для продажи», остается справедливым и в маркетинге, но маркетинг подчеркивает не столько обмен товара на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять. Следует помнить, что потребитель приобретает не сам товар, а те блага, ту полезность, которую ему может предоставить этот товар (не сверла, а отверстия).
2. цена – это сумма благ, ценностей, которые готов пожертвовать потребитель в обмен на товар.
3. распределение товара – это деятельность фирмы по выбору оптимальной схемы доставки товара потребителям, включая транспортировку, хранение. Страхование, обработку и сортировку, послепродажное обслуживание.
4.продвижение товара – это совокупность мероприятий по доведению информации о достоинствах товара до потенциальных потребителей и стимулирования у них желание купить товар – (передвигаем информацию).
Такая структуризация комплекса маркетинга определяется концепцией «4Р»: продукт, цена, распределение, продвижение
Иногда еще «3Р»: процесс, процедура продаж (в торговом зале), персонал
Цели и задачи маркетинговой деятельности.
Основная цель – обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при более полном удовлетворении спроса потенциальных потребителей.
Второстепенные цели – удовлетворение требования потребителей, достижение превосходства над конкурентами, обеспечение роста продаж и прибыли, завоевание доли рынка (та часть продукции, которая производится и реализуется нашей компанией).
Задача - обеспечение максимальной устойчивости в деятельности фирмы, планомерности развития и достижения стратегических целей.
Частные задачи:
1. обеспечение фирмы надежной, своевременной и достоверной информацией о рынке, товарах, потребителях и конкурентах. 2. создание товара максимально соответствующего возможностям фирмы. 3. воздействие на рынок потребителя, конкурента.
Принципы маркетинга – базовые основы маркетинговой деятельности. Вытекающие из законов и закономерностей развития рынка и экономики. 1. Ориентация на эффективное решение проблем конкретного потребителя (знать, кто будет потребителем). 2.Адаптация предприятия к изменениям внешней и внутренней среды (дизайн, форма). 3. Комплексный подход в достижении маркетинговых целей (нельзя работать эффективно только разрабатывая товар, нужны: доставка, реклама, продажа). 4. Нацеленность каждого участника маркетинговой деятельности на достижение практического результата (знать и использовать товар – улучшение товара). 5 Постоянный поиск новых методов усиления конкурентных преимуществ товаров и фирм (знать конкурентные преимущества, чем наш товар лучше, искать методы улучшения товара).
Исследование товарных рынков
Маркетинговое исследование – это сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений (получение информации).
Основные направления:
1.Изучение потребителя (сегментация рынка, моделирование поведения потребителя, выявление неудовлетворенных потребностей потребителя).
2.Изучение деятельности конкурентов (выявление и классификация конкурентов, анализ сильных и слабых сторон конкурентов).
3.Изучение и прогнозирование коньюктуры рынка (ситуации на рынке – соотношение спроса и предложения).
4.Анализ производственно-сбытовой деятельности предприятия с целью поиска внутренних резервов и упущенных выгод (варианты действий – что можно было бы сделать сейчас).
Источники и процесс маркетингового исследования.
Маркетинговая информация позволяет выделить и определить возможности и проблемы предприятия, выработать совершенные и изменить материальные действия.
Источники маркетинговой информации:
1.Первичная – данные, полученные для решения конкретных задач (опрос потребителей).
2.Вторичная - данные, собранные ранее для других целей отличных от исследуемой проблемы:
- внутренняя (бюджет фирмы, отчеты по рекламной деятельности компании)
- внешняя (статотчеты, отраслевые методики, газетная информация)
Этапы маркетингового исследования:
1.Выявление проблемы и цели исследования (увеличение цены – уменьшение спроса).
2.Разработка плана исследования, при этом определяются моменты:
-выбор источников информации (сначала вторичные, потом первичные)
-выбор методов исследования (количественные, качественные – почему?)
-выбор контактных методов (способы связи: телефон, улица, магазин).
-определение выборки – это часть населения, отобранная для проведения маркетингового исследования, которое представляет все население в целом (население 5000 чел. -500 – 400 тыс. чел.)
-выбор и формирование инструмента исследования – анкета.
3.Реализация плана исследования – сбор данных.
4.Обработка и предоставление полученных результатов с помощью математических и статистических методов.