Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность. ствах 1961 г., Конвенцией о психотропных веществах 1971 г

ствах 1961 г., Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. и Кон­венцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (ст. 228—234).

Уголовный закон постоянно действует, порождая юридические по­следствия. Отмена или изменение уголовного закона осуществляются Федеральным Собранием РФ. Только Конституционный Суд право­мочен прекратить действие уголовных законов, противоречащих Кон­ституции.

Уголовный кодекс является единственным законом, регламенти­рующим применение уголовной ответственности, освобождение от нее или другие положения материального уголовного права. Однако не­которые законодательные акты допускают вторжение в область уголов­ного законодательства.

Так, ст. 75 УК РФ предусматривала освобождение от уголовной от­ветственности в связи с деятельным раскаянием, а ст. 76 — освобожде­ние от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпев­шим, но только в отношении лиц, впервые совершивших преступление небольшой тяжести. Однако введенный в действие с 1 января 2002 г. УПК РФ соответственно в ст. 28 и 25 предусмотрел освобождение лиц от уголовной ответственности по указанным основаниям при соверше­нии преступлений не только небольшой, но и средней тяжести.

Указание на преступления средней тяжести осталось в назван­ных статьях УПК и после внесения в них изменений Федеральным законом от 29 мая 2002 г. Более того, этим Федеральным законом из ст. 25 и 28 УПК исключено положение о том, что освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим возможно лишь при соверше­нии лицом преступления впервые (при сохранении такого указания в ст. 75 и 76 УК).

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в ст. 75 и 76 УК включено указание о возможности применения этих статей при совер­шении преступлений средней тяжести. Однако противоречие, заклю­чающееся в том, что согласно Уголовному кодексу применение назван­ных институтов возможно только при совершении преступлений впер­вые, тогда как Уголовно-процессуальный кодекс такого ограничения не содержит, сохраняется1. Между тем Президиум Верховного Суда РФ по делу К. обоснованно обратил внимание на «приоритет норм мате­риального закона над процессуальным»2.

См.: Якубов А. Процессуалисты «совершенствуют» уголовный закон // Законность. 2003. №1.

2 См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2004 г. // ВВС РФ. 2005. № 4.

Глава V. Уголовный закон

Уголовный закон нормативен, так как он регламентирует обще­ственные отношения присущим ему методом в течение срока сво­его действия.

В соответствии со ст. 2 УК уголовный закон ставит перед собой двезадачи. Во-первых, это уголовно-правовая борьба с преступностью с це­лью охраны интересов человека, общества и государства, а также чело­вечества и мира. Это основная, кардинальная задача. Во-вторых, это предупреждение преступлений. Оно охватывает общее и частное (спе­циальное) предупреждение, превенция нацелена на привитие осужден­ному в процессе исполнения наказания навыков непреступного поведе­ния. О том, что решение этой задачи уголовно-правовыми средствами сопряжено с большими сложностями, свидетельствуют следующие дан­ные. В настоящее время в местах лишения свободы мужчины, отбы­вающие это наказание, в среднем имеют примерно 2,4 судимости к ли­шению свободы, женщины — 1,9, а несовершеннолетние — 1,2. Следо­вательно, более половины осужденных не впервые находятся в местах лишения свободы.

Нормы уголовного права, устанавливая определенные правила по­ведения, не только охраняют общественные отношения, но и регули­руют их.

Приговоры, определения и постановления суда не являются источ­никами права. Они лишь толкуют, раскрывают истинное значение пра­вовых норм применительно к конкретной жизненной ситуации. Указан­ные акты обязательны только по конкретному делу. Точно так же разъ­яснения Пленума Верховного Суда РФ не создают норм права, они лишь толкуют, разъясняют смысл той или иной нормы права. Российскому уголовному праву чужд прецедент — решение суда по конкретному де­лу, являющееся обязательным для судей той или иной инстанции при решении«аналогичных или близких по характеру дел. Судебный преце­дент являемся источником права в ряде стран (Англия, Канада и др.)1.

Уголовный закон выступает в качестве формы выражения норм уго­ловного права. Следовательно, закон является формой, а норма — его содержанием.

УК состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть УК состо­ит из шести разделов, которые делятся на главы.

Общая часть определяет задачи и принципы УК, понятие преступ­ления и его виды, основания уголовной ответственности, неокончен­ное преступление, соучастие в преступлении, обстоятельства, исклю-

Некоторые авторы считают, что судебный прецедент не чужд и отечественному уго­ловному праву. См.: Полный курс уголовного права / Под ред. А.И. Коробеева. Т. I. СПб., 2008. С. 194 (автор главы - И.Я. Козаченко); Пудовочкин Е.И., Пирвагидов С.С. Принципы и источники уголовного права. СПб., 2003. С. 212.

Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность

чающие преступность деяния, понятие и цели наказания, виды нака­заний, общие начала назначения наказания и иные общие положения уголовно-правовой борьбы с преступностью.

Большинство норм Общей части УК имеет позитивный (регулятив­ный) характер, их применение само по себе не сопряжено с конкрет­ным преступлением. Но вместе с тем в Общей части УК имеются нор­мы правоприменительного характера, включающие в себя и принужде­ние. Так, в ч. 4 ст. 50 УК предусмотрена замена исправительных работ в случае злостного уклонения от их исполнения принудительными ра­ботами или лишением свободы.

Позитивные нормы делятся на следующие виды:

1. Декларативные, устанавливающие задачи и принципы уголовно­го законодательства (ст. 1—7).

2. Общерегулятивные, устанавливающие общие предписания и по­нятия преступления, соучастия в преступлении, судимости и т.д. Такие нормы составляют основу Общей части УК.

3. Поощряющие, устанавливающие, например, порядок примене­ния условного осуждения (ст. 73), условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79), замену неотбытой части наказания бо­лее мягким видом наказания (ст. 80).

4. Разрешающие, например определяющие право на необходимую оборону (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, осуществляю­щего преступление (ст. 38).

5. Освобождающие от уголовной ответственности, например, в свя­зи с истечением сроков давности (ст. 78) или же в связи с примирени­ем с потерпевшим (ст. 76).

6. Освобождающие от наказания, например, в порядке условно-до­срочного освобождения (ст. 79).

7. Нормы, предусматривающие отсрочку отбывания наказания (ст. 82, 821). Подобные нормы, кроме того, носят и поощрительный характер.

Рассматриваемое деление норм Общей части УК условно и призва­но облегчить ее изучение, ибо перечисленные группы норм имеют ряд общих признаков.

Правоприменительных норм в Общей части УК немного. Это нормы, устанавливающие замену одного наказания другим в случаях злостного уклонения от уплаты штрафа (ст. 46), исполнения обязательных работ (ст. 49), исправительных работ (ст. 50) и ограничения свободы (ст. 53). При несоблюдении определенных в законе требований во время испы­тательного срока при условном осуждении (ст. 73), условно-досрочном освобождении (ст. 79) и отсрочке отбывания наказания (ст. 82) преду­смотрены различные варианты реального отбывания условно назначен­ного наказания или исполнения его неотбытой части.

Глава V. Уголовный закон

Статьи Особенной части УК устанавливают ответственность за отдельные преступления, определяемые в соответствии с предпи­саниями Общей части. Следовательно, УК — система, слагаемая из двух подсистем: Общей и Особенной частей. В построении Особен­ной части Кодекса впервые приоритетное значение отдано защи­те человека.

Отражая характер общественной опасности ряда преступлений и лиц, их совершивших, законодатель делит ряд норм на части, в которых, при наличии установленных в законе обстоятельств, преступление стано­вится более общественно опасным, что отражается в санкциях частей статей, т.е. имеются в виду так называемые квалифицирующие призна­ки. Так, в ст. 105 УК предусмотрена ответственность за убийство. В ч. 1 этой статьи имеется в виду «простое» убийство, за совершение которо­го возможно назначение наказания в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без таково­го. В ч. 2 ст. 105 УК дан перечень квалифицирующих это преступление признаков: убийство двух или более лиц; малолетнего или иного ли­ца, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека, и т.д. За подобного ро­да квалифицированное убийство предусмотрено более строгое наказа­ние: лишение свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненное лишение свобо­ды, либо смертная казнь.

Степень общественной опасности некоторых преступлений в зави­симости от ряда точно установленных в законе обстоятельств может значительно меняться. В таких случаях ответственность за них устанав­ливается в различных статьях. В этом отношении, например, характер­но убийство, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 105 (^б^йство), ст. 106 (убийство матерью своего ребенка), ст. 107 (убийство, совершенное в состоянии аффекта), ст. 108 (убийство, со­вершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых дря задержания лица, совершившего преступление).

Статьи Особенной части нередко устанавливают ответственность за одно преступление. Однако не исключено установление в одной статье ответственности за два преступления. Так, в ч. 1 ст. 183 УК предусмо­трена ответственность за собирание сведений, составляющих коммер­ческую, налоговую илр банковскую тайну, а в ч. 2 этой статьи — за не­законные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их вла­дельца лицом, которому она была доверена или стала известна по служ­бе или работе.

Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность

В соответствии с практикой кодификации новые законоположе­ния включаются в УК (как в Общую, так и в Особенную часть) под дополнительной нумерацией для сохранения их системы и обеспече­ния работы органов правосудия, статистических научных исследова­ний в будущем.

Отмена уголовной ответственности за какое-либо преступление или какого-нибудь предписания Общей части не влечет за собой измене­ние нумерации УК.

В отличие от норм Общей части УК правовые нормы Особенной ча­сти состоят из гипотезы, диспозиции и санкции1.

Гипотеза в уголовно-правовой норме не приводится. Она предпола­гается примерно в следующей форме: «если кто-либо совершит убий­ство...», а далее следует диспозиция, определяющая, что следует пони­мать под убийством.

Диспозицией называется та часть уголовно-правовой нормы (статьи), которая содержит определение предусмотренного ею преступного дея­ния и его состава. В Особенной части УК имеются следующие виды дис­позиций: простая, описательная, ссылочная, бланкетная и смешанная (комбинированная).

Простаядиспозиция называет преступление без раскрытия его при­знаков. Она применяется в тех случаях, когда смысл преступления до­статочно ясен в общих чертах без его описания или же наоборот — его описание сложно, громоздко. Примером простой диспозиции являет­ся ч. 1 ст. 126 УК «Похищение человека».

Более предпочтительной является описательнаядиспозиция, вклю­чающая ряд признаков, наличие которых в совокупности определяет содеянное как преступление. Такая диспозиция, например, опреде­лена в ст. 162 УК, в соответствии с которой разбоем является «напа­дение в целях хищения чужого имущества, совершенное с примене­нием насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой при­менения такого насилия». Большинство диспозиций в УК являются описательными.

Бланкетнаядиспозиция отсылает к нормам других отраслей права — гражданского, административного, трудового и др. Такие диспозиции имеются в главах УК, предусматривающих ответственность за преступ­ления в сфере экологии (гл. 26), экономической деятельности (гл. 22), безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27) и др. Много таких диспозиций в гл. 24, устанавливающей ответственность в сфере общественной безопасности в связи с нарушением специальных правил

Согласно другой точке зрения нормы Особенной части состоят из двух частей: дис­позиции и санкции. См.: Филимонов В.Д. Норма уголовного права. СПб., 2004. С. 19-24.

Глава V. Уголовный закон

(при ведении строительных, горных или иных работ, обращения с ору­жием, боеприпасами, радиоактивными веществами и т.д.). Бланкетной, например, является диспозиция ст. 218 УК РФ, устанавливающая от­ветственность за нарушение правил учета, хранения, перевозки и ис­пользования взрывоопасных, легковоспламеняющихся веществ и пи­ротехнических изделий.

Ссылочнойявляется диспозиция, которая для установления призна­ков преступления во избежание повторений отсылает к иной статье или части статьи Кодекса. Так, в ст. 112 УК, устанавливающей ответствен­ность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, ука­зано, что оно не опасно для жизни человека и не влечет последствий, названных в ст. 111 УК. В ч. 2 ст. 111 УК предусмотрена ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека при на­личии квалифицирующих обстоятельств. При этом сделаны ссылки на ч. 1 этой же статьи, определяющую признаки тяжкого вреда здоровью.

Смешанные, или комбинированные,диспозиции содержат признаки описательной и помимо этого какой-либо иной диспозиции. Смешан­ной диспозицией наделена ст. 236 УК, устанавливающая ответствен­ность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (бланкет­ная часть), повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (описательная часть).

Санкциейназывается часть уголовно-правовой нормы (статьи), в которой определяются вид и размер наказания за конкретное пре­ступление. В санкции заключена законодательная оценка степени опасности предусмотренного в конкретной норме деяния. В зави­симости от возможности суда в приговоре варьировать размеры на­казания санкции делятся на абсолютно-определенные (безусловно определенные) и относительно-определенные.Абсолютно-определен­ные санкции были известны УК 1926 г., предусматривавшему, на­пример, за хулигайство (ч. 1 ст. 74) единственное наказание — тю­ремное заключение сроком на один год, а за впервые совершенный самоаборт (ст. 140-6) — общественное порицание. Некоторые авто­ры относят к безусловно определенным санкциям смертную казнь1. Смертная казнь является абсолютно-определенным наказанием, но не абсолютно-определенной санкцией. К абсолютно-определенным наказаниям относятся также пожизненное лишение свободы и лише­ние специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Перечисленные наказания не допускают «дозировки» при их назначении судом. Их индивидуализация невоз­можна в приговоре суда.

См., напр.: Полный курс уголовного права / Под ред. А.И. Коробеева. Т. I. С. 206.

Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность

Относительно-определенные санкцииуказывают вид наказания и его размеры (пределы) — «от и до» или «до». Так, в ст. 105 УК за убийство предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет. Существует иной вид относительно-определенных санкций — с указанием только максимума наказания. В подобных случаях низший предел нака­зания определяется минимально возможным размером (пределом) этого наказания, предусмотренным Общей частью УК (ст. 46,47,49-51,53-56).

Санкции могут быть: простые, альтернативныеи кумулятивные.Про­стые санкции предусматривают один вид наказания. Например, за умыш­ленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК) в санкции предусмотрено только лишение свободы на срок до 8 лет.

Большинство санкций являются альтернативными и содержат два или более вида наказания, что предоставляет суду широкие возможно­сти определять степень опасности содеянного и в соответствии с этим индивидуализировать наказание.

Кумулятивные санкции предусматривают основноенаказание и воз­можность или необходимость назначения дополнительногонаказания (ст. 45 УК). Так, санкцией ч. 2 ст. 163 УК (вымогательство) предусмо­трено лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе­риод до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

К закону (норме права) предъявляется много требований. Он должен быть четким, ясным, не противоречащим иным нормам (в том числе нормам других отраслей права). К тому же нормы права должны быть, с одной стороны, стабильными, а с другой — динамичными.

Наши рекомендации