Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность

тия под воздействием французского гуманистического направления в философии, а некоторые были сформулированы во французской Де­кларации прав и свобод человека 1789 г. «Твердая законность, равен­ство всех людей перед законом, точный перечень деяний, признавае­мых преступными и наказуемыми, соразмерность наказания тяжести совершенного преступления, общий гуманизм уголовного законода­тельства, обращение внимания не только на карательную, но главным образом на предупредительную и восстановительную функцию наказа­ния... такова обширная программа, которой придерживались и которую развивали сторонники просветительно-гуманистического направления в уголовном праве»1. Помимо уголовно-правовых принципов в Декла­рации получили закрепление и уголовно-процессуальные принципы, важнейший из которых — принцип презумпции невиновности. Реши­тельнее принципы права (в том числе уголовного) стали выкристалли­зовываться в теории и частично формулироваться в законодательстве лишь начиная с XIX в.

В отечественном уголовном праве внимание к принципам, а равно активная доктринальная их разработка в значительной степени связаны с советским периодом. В частности, среди них выделяли принципы за­конности, справедливости, неотвратимости ответственности и наказа­ния, вины, личной ответственности, равенства граждан перед законом, социалистического демократизма и гуманизма. Иногда в качестве само­стоятельного принципа называли принцип пролетарского интернациона­лизма и некоторые другие. Их количество, содержание и структура варь­ировали в зависимости от доктринального подхода разных ученых. Так, некоторые авторы не выделяли принцип личной ответственности, включая его в принцип виновной ответственности. Другие отказывались от выде­ления принципа неотвратимости наказания, считая его составной частью принципов законности и справедливости, а также вины. В 50-е годы воз­ник теоретический спор относительно необходимости законодательно­го закрепления принципов. Ряд ученых и практиков, придерживавших­ся идеи о необходимости закрепления принципов в уголовном законе, аргументировали свою позицию тем, что нормы-принципы будут иметь обязательный характер, включение их в качестве самостоятельных норм права усилит их регулирующее воздействие. «Идеи, не получившие за­конодательного закрепления, не могут рассматриваться как принципы уголовного права, процесса. Руководящие принципы становятся прин­ципами уголовного права или процесса лишь постольку, поскольку зако­нодатель найдет необходимым воплотить их в законе, и лишь в тех преде-

Герцензон А.А. Проблема законности и правосудия во французских политических учениях XVIII века. М., 1962. С. 20.


Наши рекомендации