Организация производственной практики
Продолжительность практики в соответствии с учебным планом составляет 5 календарных недель.
Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и индивидуальный план практики студента (Приложение 1).
Производственная практика проводится в образовательных учреждениях дошкольного, среднего и высшего уровня профессионального образования, в психолого-медико-педагогических центрах, центрах помощи подросткам, семьям, в центрах социальной защиты населения и других организациях, ориентированных на оказание психологической помощи, поддержки, сопровождения развития людей разного возраста.
Как правило, производственная практика проводится в индивидуальном порядке. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.
Практика в образовательных и социальных учреждениях осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета.
Ответственным за организацию производственной практики студентов является декан. Непосредственное руководство практикой осуществляет кафедральный руководитель производственной практики (по специализации). Руководитель (руководители) производственной практики планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:
· устанавливает состав студентов специализации, проходящих практику; составляет план-график проведения практики;
· определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по местам практики;
· подготавливает и проводит организационные собрания студентов, направляемых на практику;
· помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания заданий;
· контролирует прохождение практики;
· осуществляет содержательную и методическую помощь студентам в решении основных задач;
· консультирует студентов при подготовке к разным видам деятельности;
· присутствует при проведении работы и оценивает качество;
· составляет общий отчет по итогам производственной практики.
Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, производственную практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики в деканат, указываются программа практики, сроки и место проведения практики, согласованные с руководителем практики, результаты выполнения. К отчету прилагается заключение руководителя учреждения, где проводилась практика.
Студенты, направляемые на производственную практику, имеют право:
· получать от руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;
· получать от принимающей организации временный пропуск на ее территорию;
· пройти в принимающей организации инструктаж обо всех правилах работы и этики профессионального общения, необходимых для исполнения практикантом;
· получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.
Студенты, направляемые на производственную практику, обязаны:
· явиться на установочное собрание, проводимое руководителем практики;
· детально ознакомиться с программой практики;
· своевременно прибыть на место прохождения практики;
· соблюдать режим и правила работы учреждения, выполнять указания руководителя практики, выполнять программу практики;
· своевременно подготовить отчет по практике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ЗАДАНИЕ:
4. Каждый студент должен составить индивидуальный план практики, включающий, по возможности, такие виды деятельности: организационно-методическую, исследовательско - аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветительскую, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда - применительно к конкретным условиям учреждения, в котором студент проходит практику.
5. Реализовать индивидуальный план и программу практики как решение конкретных задач, тесно увязанных с потребностями проблемной ситуации учреждения, в котором студент проходит практику.
6. Составить отчет о прохождении практики,отметив степень реализованности программы: знания, умения и навыки, профессиональные качества и позиции, которые были востребованы и укреплены; трудности, возникшие в процессе прохождения практики.
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ:
К основным направлениям профессиональной деятельности практического психолога можно отнести организационно-методическую, исследовательско - аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветительскую работу, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда.
Организационно-методическая работа психолога включает в себя все уровни планирования его труда, а также подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения. В рамках этого направления также решаются задачи обучения должностных лиц использованию в своей практике знаний из области психологии, подготовки психологического актива к эффективным действиям; психологического консультирования и просвещения клиентов.
Исследовательско-аналитическая работа предусматривает, с одной стороны, разработку концептуальных подходов к изучению социально-психологических явлений, аналитическую работу с получаемой информацией, адаптацию психодиагностических методик к условиям реальной практики, а также участие в НИР. С другой стороны, она предполагает поиск тенденции и закономерностей в существующих социально-психологических явлениях. Центральное место здесь занимает психодиагностическая работа, состоящая в выявлении психологических характеристик клиентов, их отношений и взаимосвязей.
Психотерапевтическое воздействиеобеспечивает целенаправленное изменение необходимых свойств и качеств объекта воздействия. Оно заключается в комплексном вербальном и невербальном воздействии на суждения, эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы клиента — человека, коллектива, семьи, а также в создании комфортных условий для их продуктивного труда и жизни.
Здесь выделяются такие компоненты, как психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, психогигиена. Психопрофилактика — превентивная деятельность по предотвращению нежелательных проявлений в психике клиента. Психокоррекция—целенаправленное воздействие с целью изменения, укрепления или формирования необходимых психологических качеств и coстояний. Психологическая реабилитация — система мероприятий психологического, педагогического, социального плана, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний личностного и социального статуса. Психогигиена—работа психолога по созданию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходимых психических функций и состояний клиента.
Для определения специфических особенностей этих направлений важно выделять среди них основные, которые актуализируются практическим психологом и реализуются в процессе его профессиональной деятельности.
Психологическое консультирование и просвещение.Консультирование — это работа психолога, носящая рекомендательный характер, базирующийся на совместном с клиентом выявлении причин и недостатков существующих состояний. Просвещение реализуется в контексте повседневной жизнедеятельности и в виде целевых мер. Оно направлено на повышение психологической культуры клиента.
Совершенствование профессиональной компетентности и условий труда психолога— это его самостоятельная работа продвижению к вершинам профессиональной компетентности.
Госкомитет по народному образованию определил, что статус психолога образовательных учреждений утверждается региональным городским или районным центром психологической службы в соответствующем положении, уставе, кодексе и т.п. В них вполне определенно сформулированы задачи, права и обязанности практических психологов.
В число основных задач, как правило, включают:
• выявление психического ресурса, здоровья и психологических характеристик клиентов (конкретного человека, семьи, коллектива);
• изучение психологических трудностей, механизмов их проявления в жизни и деятельности социальных субъектов, а также всестороннюю помощь в преодолении их воздействия и устранении причин, условий и факторов таких трудностей;
• содействие государственным, общественным, предпринимательским, коммерческим и иным структурам в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
• социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов в соответствии с социальными целями и жизненными стратегиями;
• оказание реальной помощи клиенту и выработку рекомендаций для самостоятельного решения им различных психологических проблем;
• ведение пропаганды психолого-педагогических знаний и совершенствование психологической культуры;
• оптимизацию системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.
Производственная практика предусматривает осознанное последовательное решение каждым студентом системы профессиональных задач, представленных во всех указанных направлениях деятельности.