Голограмма: другие техники
Техника сжатия внимания
Неоднократно при проведении конкурсов и занятий по голографической памяти в младших классах я сталкивался с одним и тем же явлением: дети не всегда слышат то, что им говорится.
Обычно в процессе заполнения бланков или подписывания листочков кто-то из детей задаёт простой вопрос по форме заполнения или как правильно подписывать листок. Буквально через 5 – 10 секунд после моего ответа другой ребёнок задаёт точно такой же вопрос. Иногда дети в одном классе могут переспрашивать одно и то же по 4 – 5 раз. Причём делают они это искренне, у них нет желания позлить ведущего.
Интересно, что у более старших школьников такое наблюдается реже, а во взрослой аудитории практически все всё слышат, даже если параллельно выполняют сразу два дела.
Я понимал, что это норма, и не расстраивался по данному поводу. На третьем занятии в группе по развитию памяти после упражнения на повышение концентрации я вскользь упомянул об этом парадоксе внимания у младших школьников.
Встретившись взглядом с Ольгой Ш., преподавателем младших классов, я сначала увидел в её глазах улыбку (ей это было очень хорошо знакомо по собственному опыту работы с детьми), затем на фоне доброжелательной улыбки во взгляде стала проступать некоторая настороженность в сочетании с любопытством: учительнице было интересно, как я отношусь к детям в такой ситуации? Злюсь на них или проявляю выдержку и понимание? Когда она поняла, что я воспринимаю такое поведение детей как норму, её глаза снова приняли доброжелательное выражение с едва уловимой улыбкой по поводу тонкостей любимой работы с младшими школьниками.
Всё написанное в предыдущем абзаце в жизни промелькнуло за какие-то мгновения, но именно это натолкнуло меня на следующий день на мысль, что детская рассеянность или невнимательность на самом деле является оборотной стороной их высочайшей концентрации. Когда ребёнок что-то тщательно делает, например, выписывает буквы своей фамилии, он может быть настолько поглощённым этим занятием, что совершенно не слышит, что в это время говорится в классе.
Поэтому педагоги младших (и не только) классов прекрасно знают, что прежде чем что-то объявить или приступить к объяснению чего-либо, необходимо сконцентрировать внимание детей. Это общеизвестный факт.
Возникает другой вопрос.
Как сохранить с возрастом способность к высочайшей концентрации, которой наделены дети?
И какова динамика снижения способности к концентрации?
Если со вторым вопросом для специалистов «ГОРОДА ТАЛАНТОВ» разобраться не представляло никаких сложностей (мы просто добавили ещё один пункт в тестирование по программе «От способностей до гениальности»), то с первым вопросом нам предстояло поработать гораздо серьёзнее.
Всё это мне пришло в голову 22 мая 2007 года, буквально на следующий день после третьего тренинга по памяти. А 23 мая на четвёртом занятии я уже объяснял группе технику сжатия внимания.
Если у взрослых оно рассеяно, то можно попробовать его собрать. Я предложил участникам тренинга вспомнить себя в восемь, девять, либо в десять – двенадцать лет, воспользовавшись голограммой.
Почти все вспомнили себя в этом возрасте.
А затем я предложил представить своё внимание в форме веера, раскрытого вокруг человека на 360 градусов. Мы стали собирать внимание, представляя, как веер сзади начинает плавно складываться. Примерно за минуту мы сжимаем внимание до размера окна голограммы, на котором только что вспоминали своё детство. Когда мы собрали всё внимание, то почти все буквально “провалились” на несколько мгновений в прошлое. Разница между воспоминанием до упражнения на концентрацию и после этого упражнения как между просмотром фотографий и реальной жизнью.
Валентина Евгеньевна(возраст – за 50):
- Первое воспоминание у меня всплыло довольно отчётливо. Я вспомнила, как помогала родителям садить картошку. При втором воспоминании я явственно ощутила себя там, даже почувствовала ни с чем не сравнимое ощущение мягкой земли под босыми ногами.
Итак, переходим к освоению техники сжатия внимания.
Во-первых, выполняем упражнение на концентрацию № 2. “Включаем” информационный треугольник. Только после повышения внутренней собранности переходим к сжатию внимания. Находим какое-то воспоминание, отмечаем, на каком расстоянии от лица оно находится (или должно находиться) на левой грани.
Представляем своё внимание в виде круга, расположенного вокруг себя. Вы – центр этого круга. Размеры круга значения не имеют. Вы можете представлять своё внимание и диаметром в 1 метр, и размером с комнату или учебный класс, можете охватить весь город или весь мир. Представляйте так, как вам представляется. Чаще всего люди берут размер вытянутых рук.
Начинаем “сжимать” внимание. Можно представить, как внимание складывается подобно вееру, или жабо, или плиссированной юбке.
Обычно люди представляют, как сзади круг размыкается и сектор внимания начинает сжиматься от полного круга до сегмента всё меньшего размера. То есть через 10-15 секунд поле вашего внимания будет занимать уже примерно две трети круга, ещё секунд через 15 – половину круга ...
Продолжаем постепенно сжимать внимание до размеров экрана на левом луче голограммы, на котором вы в это время держите изображение того, что вспоминаете.
Некоторые участники изображение в процессе сжатия внимания не держат, а включают его уже после того, как внимание собрано. Они переставляют экран с левого луча на такое же расстояние, но непосредственно прямо перед собой. И мысленно входят в него.
Точнее, “проваливаются” в то время или в тот момент, на вспоминание которого и направлено сжатие внимания. Побыв в этом прошлом секунд 5-8, выходим из воспоминания, картинку ставим на место.
В первый день работы с этой техникой мы сжимаем внимание и входим в воспоминания прошлого всего 2 раза. На следующем тренинге – 4 раза. Большее количество упражнений выполнять не следует. Зато после этого на следующих занятиях (и не только на занятиях, но и в жизни) сжатие внимания можно практиковать сколько угодно.
Можно применять и другие модели для этой техники. Представлять сжатие внимания не складыванием веера, а плотным ватманом (или звуконепроницаемой стенкой) который постепенно закрывает всё вокруг.
Кому-то удобнее представлять, как всё внимание собирается подобно ракушке, или скорлупе ореха. Как будто сзади, из точки за спиной всё вокруг начинает отгораживаться, полностью изолируя вас от отвлекающих факторов внешнего мира.
Теперь некоторые тонкости, поразительно усиливающие вспоминаемость информации.
- При первом выполнении упражнения мы затрачиваем непосредственно на сжатие внимания примерно полторы минуты. Второе сжатие – минута. Третье – секунд сорок. Четвёртое – около тридцати. Пятое – около двадцати. Шестое – секунд пятнадцать. Естественно, вы понимаете, что эти цифры весьма приблизительны потому, что динамика процесса индивидуальна и в среднем может отличаться от вышеизложенной (на 15-20%). Дальнейшие сжатия внимания можно проводить быстрее, в перспективе доводя до 1 секунды и менее.
- Иногда на время выполнения упражнения полностью исчезают не только окружающие звуки, но и картинка настоящего.
- Начиная со второго или третьего сжатия внимания, картинку, в которую вы хотите заглянуть, собрав всё внимание до её размеров, можно мысленно брать руками и приближать к лицу. И только после этого мысленно входить в неё. Эффект значительно выше. Голограмму воспоминания, которую вы мысленно будете брать руками, нужно постараться ощутить пальцами как мягкую или скользкую, гибкую, жёсткую...
- По окончании упражнения (когда вы рассмотрели и вспомнили всё, ради чего заглядывали в прошлое) сознательно выходим из картинки, отодвигаем её от себя на прежнее расстояние и ставим на место на голограмму левого луча. Обязательно!
Сжатие внимания можно применять не только для того, чтобы что-то вспомнить, но и для того, чтобы намного лучше запомнить изучаемый материал. Аналогичным образом собираем внимание, но только не на прошлом, а на том учебнике или конспекте, с которым вы в данный момент работаете.
Таким же образом можно поступать, если вокруг много отвлекающих факторов. Просто собираете всё своё внимание непосредственно перед собой.
Оперативное поле внимания
Как известно, одной из причин слабой концентрации внимания у многих людей является загруженность сознательного и бессознательного внимания различными проблемами, событиями из прошлого и предполагаемого будущего. Всё вместе это приводит к неспособности сконцентрироваться на запоминаемом материале. В некоторых случаях из-за этого вообще не удаётся собраться с мыслями, обдумать и принять оптимальное решение.
Частично задача повышения концентрации внимания решается при выполнении «Упражнения № 1 (2)» и при сжатии внимания. Очень хорошо это работает, если человек владеет КЛЮЧом Алиева, или СВЕРХОБУЧАЕМОСТЬЮ.
При наличии у обучающихся выставленной голограммы памяти появляется возможность использования ещё одного специфического упражнения, разработанного именно под эту технику.
Сядьте прямо, позвоночник прямой. Выполните упражнение № 1 на концентрацию внимания. Если хорошо получается, то добавьте № 2. «Включите» голограмму памяти – левый и правый лучи, полностью весь информационный треугольник. После этого представьте оперативное внимание в виде плоскости или круглого стола, радиусом около метра (можно больше или меньше, как представится), расположенного вокруг вас примерно на уровне груди или плеч, выше или ниже. Получается некий круглый стол, с отверстием посередине, и вы сидите (или стоите) в этом отверстии. У кого-то этот стол представляется на уровне пояса (бёдер, груди, ключиц…).
Что такое оперативное поле внимания?
По большому счёту это, образно выражаясь, распределение нашего внимания в настоящий промежуток времени.
И в результате, когда мы работаем с оперативным полем внимания через данную модель, на этом виртуальном столе мы можем увидеть всё то, что находится в сфере нашего сознательного и подсознательного внимания в настоящее время. То, что может оттягивать на себя, грубо говоря, часть нашей «умственной энергии».
Представляем плоскость оперативного поля внимания и голограмму памяти одновременно. Можно ещё в это время ощущать всё своё тело и видеть пространство прямо перед собой.
Рассмотрите, что у вас находится на плоскости оперативного поля внимания. Там может быть всякий мусор, крошки, бумажки, песок или земля в разных местах. Могут быть конкретные предметы, бумаги, книги, контракты, игрушки, пища и т. д.
Очистите эту плоскость. Кто-то просто сметает все предметы, мусор и грязь с плоскости.
Кто-то проходится по ней пылесосом, а потом выбрасывает или даже мысленно сжигает весь этот мусор.
Кто-то видит не мусор, а какие-то бугорки на плоскости и просто сравнивает их с остальной плоскостью. Или состругивает их воображаемым рубанком.
Некоторым приходится не только убирать мусор с мысленного стола, но и отмывать плоскость оперативного поля внимания от грязи.
Всё, плоскость оперативного поля внимания чистая, вы можете приступать к работе или учёбе.
Рекомендуется выполнять упражнение на очищение оперативного поля внимания по мере необходимости 2-3 раза в неделю. Высокий уровень внимания после этого держится несколько часов, порой даже несколько дней.
Интересно, что это упражнение не только повышает концентрацию внимания, но и само по себе является тестом. Причём многоплановым, позволяющим выяснить целый ряд параметров состояния нашего ментального плана на данный момент времени, например, где находился мусор или предметы на вашем мысленном столе?
Если под проекциями левого или правого лучей голограммы или перед вами, то это не что иное, как отображение того, что вас волнует в прошлом, будущем или в настоящем. Даже расстояние может соответствовать тому времени, когда то или иное событие уже имело место или только предстоит.
Если мусор или предметы находятся не только впереди или под проекциями лучей голограммы на плоскость, но и с боков, и сзади, то, скорее всего, ваша голограмма недостаточно хорошо выставлена. Есть необходимость поработать с ней ещё. Возможно, для вашей памяти серьёзное значение имеют другие, ещё не выставленные вами линии времени.
На тренингах мы начинаем работать с оперативным полем внимания с третьего занятия, когда выставлены зрительная, тактильная (память на прикосновения) и звуковая линии времени. А кроме этих видов ощущений, как известно, есть ещё обоняние и вкус. В соответствии с градациями отечественной психологической школы также существуют внутренние телесные ощущения, ощущение восприятия времени и положения тела в пространстве. Всего восемь!
Уточним ещё раз тонкости метода.
Для нормальной работы с памятью желательно выставить хотя бы три основных. Зрительную, тактильную и звуковую. Всё остальное – для продвинутых техник. Можно взять ещё обоняние. Оно также играет серьёзную (хоть и значительно меньшую для большинства людей) роль в процессах нашей памяти, особенно у женщин.
Для психологов школ и других учебных заведений, привносящих голографическую память в образовательный процесс мы подробно озвучиваем, каким образом, работая с оперативным полем внимания, можно выявить такие особенности внутреннего мира учеников, как самооценка, отношение к окружающим и дистанция общения, процент позитива и негатива в мышлении, кругозор и другие параметры.
Ещё одно интересное применение оперативного поля внимания – влияние на целеустремлённость. На проекции правого луча на оперативное поле внимания на соответствующем расстоянии рекомендуется представлять желаемое будущее или какой-то образ, олицетворяющий достижение цели или движение к ней.
Для студента это может быть стопка конспектов и книг. Он мысленно сметает всё со своего воображаемого стола и кладёт на него под правым лучом учебные материалы, чтобы внимание длительное время было сконцентрировано на подготовке к сессии или к диплому.