Выбор темы работы
Выбор темы для выпускной квалификационной работы (ВКР) имеет большое значение. Правильно выбранная тема – это, как показывает практика, в определенной степени залог ее успешного выполнения. При выборе темы работы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана, чтобы можно было ее достаточно глубоко проработать. Выбрав тему, автор должен уяснить, насколько эта тема актуальна, какова ее теоретическая и практическая значимость, в чем заключается сущность предлагаемой им идеи и выдвигаемой гипотезы.
При оценке актуальности выбранной темы следует исходить из уровня ее изученности в психологической науке и степени важности для психологической или образовательной практики. При обосновании значимости работы могут быть сформулированы те положения исследования, которые способствуют дальнейшему развитию педагогики как науки в целом или ее отдельных направлений. Необходимо также определить практическую значимость выпускной квалификационной работы, сказав о том, в чем или как она может служить совершенствованию практики. В случае если работа носит методический характер, практическая значимость может проявить себя в наличии научно обоснованных и апробированных в результате экспериментальной работы методических рекомендаций по использованию системы методов (технологий, средств) для совершенствования, например, учебно-воспитательного процесса в среднем учебном заведении или развития личности ребенка в семье т. п.
Тема является одновременно названием ВКР, а потому она представляет основное содержание исследования и указывает на то, что исследуется автором. Обычно в основу формулировки темы берется предмет или гипотез исследования. Тема может выбираться самим студентом в соответствии с его профессиональными и научными интересами либо предлагается кафедрой.
Темы могут быть связаны со следующими направлениями научных изысканий:
· Описание характеристик психического явления
Основанием для выбора такой темы может быть отмечаемая в литературе или выявленная вами неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент. Другой причиной, по которой может выбираться такого рода тема может быть противоречие между эмпирическими данными разных авторов, не позволяющее составить целостное представление об изучаемом психическом явлении.
· выявление взаимосвязей психических явлений
При такой теме исследования изучается наличие и степень связей, их направленность и устойчивость; структура взаимосвязей или место изучаемой связи среди множества других. При выборе такой темы необходимо проверить достоверность связей и попытаться объяснить их природу.
· изучение возрастной динамики психического явления
Проведение такого рода исследований носит специфический характер и предполагает использование двухосновных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда), что встречается в случаях, если студент работает над темой несколько лет, постепенно «выращивая» ее по схеме «реферат - реферат - курсовая работа - курсовая работа - выпускная квалификационная работа» или использование контрольных группы испытуемых.
· Описание нового психологического феномена, эффекта
Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Он может быть зафиксирован, поскольку таковой был ожидаем, а может оказаться и неожиданным, а замеченным, увиденным исследователем при решении иных задач.
Задачами исследования с целью описания нового феномена могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.
· открытие новой (другой) природы психического явления
В качестве критериев новизны могут выступать:
- введение нового термина (понятия) или изменение понимания ряда терминов и определений, используемых в изучаемой области психологии;
- установление новых соотношений понятий;
- наличие возможности на основе нового описания или объяснения предсказывать новые, еще неизвестные феномены и неизвестные закономерности.
Выбор такой темы для исследования требует наличия у исследователя фундаментальной теоретической подготовки и, как правило, редко встречается в студенческих работах.
· Обобщение научных представлений
Цель работы при такой теме состоит в обнаружении более общих закономерностей, чем описанные в научной литературе. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, приданием им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия.
Целью исследования может быть и построение новой классификации, которая предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. В подобном случае классификация должна быть определенным образом соотнесена с существующими теориями и концепциями.
· Создание новой психодиагностической методики
Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют:
- повысить точность измерения, надежность;
- давать более дифференцированную или более полную характеристику качеств;
- сократить время обследования;
- расширить контингент испытуемых (по возрасту, уровню образования, состоянию психического здоровья, развития и т. д.);
- облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать).
Такие работы обычно выполняются как коллективные проекты, осуществляемые с непосредственным участием научного руководителя.
· адаптация психодиагностической методики
Необходимость в адаптации методики возникает в связи с ее использованием в новой культурно-исторической, этнической, языковой среде. Адаптация методики включает в себя не только редакцию содержания, но и весь комплекс обычных процедур психометрической проверки на валидность, надежность, объективность, дискриминативность. Такие работы обычно выполняются как коллективные проекты, осуществляемые с непосредственным участием научного руководителя.
Тема является одновременно названием ВКР, а потому она представляет основное содержание исследования и указывает на то, что исследуется автором. Обычно в качестве темы берется формулировка предмета или гипотезы исследования. Как отмечалось выше, тема может выбираться самим студентом в соответствии с его профессиональными и научными интересами, либо предлагаться кафедрой.
Темы ВКР и их научные руководители утверждаются на заседании кафедры.
Планирование и организация исследования в рамках ВКР
Работа студента, выполняющего ВКР, начинается с составления рабочего плана. Первоначально этот план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем он может уточняться, однако основная цель в целом должна оставаться неизменной. Рабочий план имеет произвольную форму или составляется по схеме, соответствующей структуре ВКР, которая ниже рассматривается подробно.
Знакомство с литературой по теме ВКР начинается с учетом замысла предполагаемого исследования. Это позволяет прицельно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать идеи, содержащиеся в опубликованных работах ученых. Просмотру должны быть подвергнуты все виды документов и других источников, содержание которых связано с темой исследования (официальные материалы, документы, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и авторефераты диссертаций, депонированные рукописи и др.). Однако, чтобы не «утонуть» в море информации, нужно начинать изучение литературы по выбранной теме с общих работ монографического характера, а затем уже вести поиск нового.
Изучение научной литературы, отбор из нее необходимых научных фактов – это не механический, а творческий процесс. Делая выписки, формулируя мысль своими словами или дословно приводя цитаты, следует их тщательно оформлять, сопровождая точными ссылками на источники, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Собирать для своей работы нужно не любые факты, а только научные факты.
Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Говоря о научных фактах, обычно их понимают как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяют закономерности явлений, строят теории и выводят законы. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Следует отбирать только последние данные из самых авторитетных источников, точно указывая, откуда взяты материалы.