Развития зарубежной психологии
В конце 50-х-начале 60-х годов значительные направления, возникшие 'в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования (необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология), начинают терять свою популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций. Но наиболее важным обстоятельством было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. В области исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования - когнитивная психология, гуманистическая психология, в области исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиология, нейроморфология и нейропсихология. Широкое распространение получила психогенетика человека.
Охарактеризуем кратко некоторые из названных направлений.
Наиболее широким, выражающим дух современной психологии научным течением является когнитивная психология. Она возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии - Дж.Брунер, Д.Норман, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, У.Найсер, ПЛиднсей, Г.Саймон.
В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где познавательные процессы трактуются крайне механистически: психика выступает в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Особо подчеркивается роль внутренних когнитивных схем и активности познающего организма в процессе познания. Направление возникло под влиянием информационного подхода. Описанные в кибернетической литературе операции, выполняемые ЭВМ (получение, манипуляции символами, сохранение в машинной памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д.), побуждали предположить по аналогии с работой компьютера, что познавательные процессы реальны, что их можно исследовать и даже, может быть, понять [Найсер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 27].
Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы - память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился и на исследование эмоциональной и мотивационной сферы личности, а также на социальную психологию. Все формы человеческого познания рассматривались по аналогии с ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации. Был сделан вывод об уровневой организации познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей ряд блоков. Память, перцептивные процессы, внимание, мышление, его вербальный и невербальный компоненты были представлены множеством структурных моделей.
Однако в целом в когнитивной психологии не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы. Игнорируя проблему субъекта, когнитивная психология вынуждена допускать особое начало гипотетического участника, носителя психической деятельности (гомункулюс). Дальнейшее развитие покажет, сможет ли когнитивная психология преодолеть методологические трудности.
Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, являетсягуманистическая психология. Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную, жизненную психологию. В качестве предмета исследования утверждалось понимание здоровой творческой личности - задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация.
Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахаам Маслоу. Он подчеркивал, что не следует изучать психологию личности человека на основе изучения невротиков. Маслоу основным источником человеческой Деятельности, человеческого поведения, поступков считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Потребность к самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потребность, т.е. стремление приносить людям добро (по своей сущности человек добр). Маслоу по-своему интерпретировал теорию Ч.Дарвина: он не согласен с тем, что, по Дарвину, выживают агрессивные и сильные животные, считая, что это не основной инстинкт животных - сытый лев не набрасывается на жертву. Агрессия животного + лишь вынужденное средство приспособления. Маслоу подчеркивал, что у животных не менее выражен инстинкт сохранения своей популяции, т.е. инстинкт, который заставляет их помогать друг другу.
Второе важное положение, заключающееся в понятии самоактуализация, - это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать: человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации, эта высокая гуманоидная потребность, возникает всегда у здоровых людей. У невротиков она не возникает, они лишены этой потребности, и, собственно, сам невроз, по мнению Маслоу, возникает именно у людей, лишенных по тем или другим причинам потребности в самоактуализации, возможной только у здоровых, умственно полноценных людей. Маслоу использовал свой собственный метод биографический. Изучая истории жизни, биографии великих людей, он пришел именно к этому утверждению.
Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, - он обязан их реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, суть которого в том, что человек не может быть тем, кем он должен стать. (Именно такая неудовлетворенность порождает неврозы.) В чем же смысл самоактуализации?
По мнению Маслоу, самоактуализация - явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманоидными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, он только должен суметь реализовать эти гуманистические потребности. В этом отношении Маслоу нанес удар фрейдистам. (Для Фрейда социализация означала укрощение основных инстинктов.) Этот вывод является положительным в теории Маслоу.
Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд: а) физиологические потребности; б) потребность в безопасности; в) потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая группа гуманоидных потребностей - г) потребность в истине, в добре, в справедливости. Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный нюанс: самоактуализация, хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда, когда удовлетворяются первые три группы потребностей. Но как раз здесь и заложен основной дефект учения Маслоу - непонятно, как же гуманистические потребности в справедливости, самоуважении, уважении других и т.д. формируются у людей, у которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу, оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону потребности.
В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла собой разновидность той же биологизаторской тенденции. Конечно, звучит заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми. Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.
Термин «психология» древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: «психе» — душа, и «логос» — знание или изучение. Предложен же был этот термин не в Древней Греции, а в Европе в XIX в. Историки психологической науки расходятся во мнениях по поводу того, кто изобрел слово «психология». Одни считают его автором Филиппа Меланхтона, другие — профессора Марбургского университета Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 г. Этот термин получил всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Социальная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Учитель же Вольфа, выдающийся философ и математик Лейбниц, пользовался еще термином «пневматология». До XIX в. это слово не употреблялось ни в английской, ни во французской литературе.
У Пушкина в «Сцене из Фауста» есть реплика Мефистофеля: «Я психолог... о, вот наука!». Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Словом «психолог» обозначали знатока человеческих страстей и характеров. Психология долгое время не выделялась из философии. Поэтому Огюст Конт отрицал психологию как специальную науку, считая ее разновидностью метафизики — сверхопытного знания, которое он, как известно, отрицал. Только развитие психологии в XIX в. (труды Вебера, Фехнера, Гельмгольца и др., способствовавшие развитию естественных наук, знаний о нашем мозге, о психических отклонениях и т. п.) привело к тому, что психология начала выделяться из общей суммы философских знаний.
Происходит процесс включения психологии в практическую деятельность. Возникает промышленная психология (психология труда), связанная с научной организацией труда.
Начали разрабатываться тесты для профотбора, изучаться мотивы предпочтения одних профессий другим, факторы работоспособности и утомляемости и т. п.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1879 г., когда в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория под руководством Вильгельма Вундта. В 1885 г. психологическую лабораторию, подобную лейпцигской, создал в России психолог В. М. Бехтерев.
Методологической основой, предпосылкой становления научной психологии стали идеи европейского рационализма (разум в основе познания и поведения людей).
Эталоном научного мира рационализм полагал математику и естествознание. Знания, охватываемые этими науками, отвечали критериям объективности, всеобщности и необходимости.
Психология приняла эти критерии. Это означало, что человеческая психология стала рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира.
В настоящее время психология базируется на следующих принципах:
- Принцип детерминизма — все в природе порождается действием материальныхпричин и законов.
- Личностный подход— принцип психологического, индивидуального подхода к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления.
- Единство сознания и деятельности.
- Системный подход — принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, несводимого к простой сумме его элементов.
ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития ифункционирования психики как особой формыжизнедеятельности, сложная область знаний о внутреннем мире человека. Предметом психологии являются:
- Механизм закономерности психики как определенной реальности.
- Поведение человека, реализующего и отражающего эти закономерности.
Основная задача психологии — изучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний, свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и особенностей формирования психических особенностей личности, которую Тейяр де Шарден назвал "думающей материей, осознающей свою эволюцию".
Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер.
В первой четверти XX в. за рубежом были предприняты попытки рассмотреть в качестве предмета психологии поведение человека. Объяснить его (поведение) с позиций стимула и реакций, избегая анализа побудительных причин и познавательной активности человека.
Также предлагалось рассмотреть в качестве предмета психологии психический образ, который, как предполагалось, является причиной и результатом познавательной активности человека, в максимальной степени отражая специфический "душевный" предмет психологии.
Некоторые ученые видели предметом психологии побудительные причины активности человека — мотивы, пытаясь вывести из них все многообразие психических феноменов. Таким образом, предмет изучения психологии — это самоуправление целенаправленной жизнедеятельностью организма.
Современная психология включает множество различных дисциплин, связанных с изучением самих психических явлений и объяснением человеческого поведения.Таких дисциплин насчитывается довольно много. Общая психология изучает общие законы, характерные для всех психических явлений и дает самые общие объяснения психики и человеческого поведения.
Отрасли психологии имеют свои особенности и свое значение:
- Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека; условия ускорения развития.
- Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
- Психопатология изучает отклонения в развитии психики при различных формах мозговой патологии.
- Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимодействие с людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей).
- Психология труда рассматривает психологические особенностей трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
- Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
- Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические требования к допросу; поведение и формирование личности преступника и т. п.
Все отрасли психологических знаний сохраняют общий предмет исследования: факты, закономерности, механизмы психики.
В настоящее время развивается системная теория общей психологии. Практика управления и анализ психики, как и в других науках, требуют системного подхода.
Системный подход к управлению психикой содержит:
- цели управления, которые состоят в удовлетворении потребностей и мотивов; их изучение, несомненно, относится к предмету психологии (традиционный предмет психоанализа);
- средства — психический образ, являющийся продуктом психических процессов;
- внимание, ощущения, восприятие, эмоции, мышление, память, изучение которых относится к предмету психологии (традиционный предмет гештальтпсихологии);
- результат — деятельность, направленную на достижение цели, изучение которой тоже относится к предмету психологии (традиционный предмет бихевиоризма и теории деятельности).
В середине XX в. к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, который можно условно назвать информационно-кибернетическим, поскольку он отразил влияние нового научного направления — кибернетики, с его понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программирования и др.
Психология как наука, естественно, не могла быть вне влияния информационно-кибернетического подхода, что отразилось и на формировании такой науки, как когнитивная психология, основным объектом которой выступают знания, информация и т. п.