История развития зарубежной и отечественной социальной психологии.

Социальная психология первоначально существовала в рамках философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что и дало непосредственную жизнь социальной психологии.

Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а другой – одной из самых современных научных дисциплин. Как только люди начали объединяться в более или менее стабильные сообщества (семья, род, племя), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри этих сообществ и между ними. Следовательно, с этого момента человеческой истории и началась социальная психология, сначала в виде примитивных обыденных представлений, а затем в форме развернутых суждений и концепций, включающихся в учения мыслителей древности о человеке, обществе и государстве. В то же время есть все основания считать социальную психологию наукой современной из-за быстро растущего её влияния в обществе, углубляющегося осознания роли «человеческого фактора» во всех сферах современной жизни.

Три основные стадии в эволюции социальной психологии (преобладание на стадии определенных методологических принципов).

Стадия социальной философии (6 в. до н.э. – до 19 в.) в течение которой мыслители и ученые обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.

Так, Конфуций (6 – 5 в. до н. э.) предлагал регулировать отношения в обществе и государстве по образцу отношений в семье.

Платон (5 – 4 в. до н. э.) видел единые начала для души и общества-государства (разумное у человека – совещательное у государства, «яростное» в душе – защитное у государства и др.).

Аристотель (4 в. до н.э.) полагал, что необходимым условием существования человека является потребность его жить в сообществе с другими людьми (мы бы сегодня сказали «имея возможность общаться другими людьми»).

Социально-психологические воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г.Олпорт (1968) назвал простыми теориями с «суверенным фактором». Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный, определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, суверенным фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли (гедонизм).

Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая «большая тройка». В качестве суверенных факторов берется положительное начало в виде симпатии и любви к другим людям и производных от них – подражания (Г.Тард, Дж.Болдуин) и внушения (Ж.Шарко, Г.Лебон, У.Макдугалл, С.Сигеле).

Стадия социального эмпиризма (19 век) делает шаг вперед в том, что для обоснования тех или иных теоретических соображений используются уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных по какому-то признаку и как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом. Одним из примеров эмпирической методологии являются работы Ф. Гальтона. В своем исследовании он пытался выяснить, откуда берутся интеллектуально выдающиеся люди, собрав для этого данные о выдающихся отцах и их детях в современном ему английском обществе.

Стадия социального анализа (с начала 20 века) означает современный подход, включающий в себя установление не только внешних связей между явлениями, но и выявление причинных взаимозависимостей раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых данных, и построение теории с учетом всех требований современной науки.

Годом рождения зарубежной социальной психологи принято считать 1908 год, когда были опубликованы две книги: «Введение в социальную психологию» английского психолога У Макдугалла и «Социальная психология» американского социолога Э.Росса. Однако, интерес к изучению социального поведения людей возник и сформировался во второй половине 19 века и ознаменован появлением работ по так называемой «народной психологии», анализирующей способы взаимоотношения личности и общества: психология народов, сложившаяся в середине 19 века в Германии и связана с именами М. Лазаруса, Г.Штейнталя и В.Вундта; психология масс, родившаяся во Франции во второй половине 19 века и связанная с именами С.Сигеле и Г.Лебона.

Начало научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В.Меде в Европе и Ф.Олпорта в США в 20 годы 20 века. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. Выделились три теоретические школы – психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология.

До 60-ых годов социальная психология активно использовала методологию экспериментальной психологии и первоначальная задача «социализации» психологии редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение, что привело к кризису 1960 – 1970 годов. В результате преодоления этого кризиса произошла либерализация социальной психологии, она освободилась от искусственности лабораторного эксперимента.

В последние годы большое внимание уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений – необихевиоризма (Э.Богардус, Г.Олпорт, В.Ламберт, Р.Бейлс, Э.Мейо и др.); неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм, А.Кардинер, А.Адлер); теории поля и групповой динамики (К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт, Л.Фестингер, Г.Келли); социометрии (Дж.Морено, Э.Дженнинге, Дж.Крисуэл и др.); трансактной психологии (Э.Кентрил, Ф.Килпатрик, В.Иттельсон, А.Эймесс и др.); гуманистической психологии (К.Роджерс и др.); когнитивистские теории, а также теории интеракционизма (Г.Мид, Г.Блумер, М.Кун, Р.Мертон и др.).

Как показывают современные зарубежные обзоров, социальная психология занимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:

Ø Процессы аттрибуции;

Ø Групповые процессы;

Ø Аттракция и аффилиация;

Ø Агрессия;

Ø Преступления;

Ø Установки;

Ø Социальное познание;

Ø Социализация (социальное развитие личности);

Ø Кросскультурные исследования.


Наши рекомендации