Становление социальной психологии как самостоятельной науки: экспериментальный период развития зарубежной социальной психологии

12. Ведущие теоре­тические ориентации зарубежной социальной психологии: психоанализ.

13. Ведущие теоре­тические ориентации зарубежной социальной психологии: бихевиоризм.

Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация и реакция на окружающую среду. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям. Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно. Однако, позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям с внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Этические проблемы социально-психологического исследования. Эксперименты Милграма и Зимбардо.

Стэндфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли, на поведение. Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

Экспиремент Стэнли Милгрема, также известный как тест Эйхмана — классический эксперимент в социальной психологии. В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Методы социально-психологического исследования. Классификация методов и критерии ее построения.

16. Характеристика ос­новных методов социальной психологии.

Человек как субъект социальной жизни. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Социально-психологическая структура личности.

Бихевиористский подход к пониманию личности в социальной психологии

Психоаналитический подход к пониманию личности в социальной психологии – структура личности (Фрейд).

Стадии психосексуального развития и их роль социальной адаптации человека.

Индивидуальный подход к пониманию личности в социальной психологии (Адлер А.).

Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа (Берн).

24. Психологические особенности морального сознания человека – содержание и структура (Пиаже, Кольберг).

Проблема регуляции социального поведения личности. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения.

Проблема малой группы в социальной психологии.

Динамические процессы в малой группе.

Психологическая совместимость и социально-психологические трудности взаимодействия между людьми.

Психология общения: основные направления исследований

Общение в единстве процессов обмена информации, восприятия и понимания людьми друг друга, воздействия и взаимодействия.

Наши рекомендации