Современное состояние развития зарубежной психологии

(семинарское занятие)

Цель: формирование представлений о гуманистической психологияи, предпосылках ее возникновения.

Задачи:

1. Вооружить студентов знанием понятия личности с точки зрения гуманистической психологии.

2. Охарактеризовать основные условия личностного роста.

3. Изучить понятие «конгруэнтности», и современные направления гуманистиче­ской психотерапии.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Выделение «двух психологии» на рубеже XIX -ХХ веков.

2. Различия между естественнонаучной и гуманитарной стратегиями
исследования в психологии.

3. Понимающая психология как предыстория гуманистической психологии.

4. Первые теории гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу).

5. Основные положения концепции К. Роджерса и В. Франкла.

Форма контроля:проверка рефератов, мультимедийных презентаций

Вопросы для самоконтроля

1. Почему гуманистическая психология получила название «третьего пути»?

2. В чем, по В. Дильтею, суть противопоставления эксперимента и наблюдения?

3. Каким образом формируется содержание бессознательного в концепции гуманистической психологии?

4. В чем разница между бытийными и дефицитарными потребностями?

5. Какова роль самоактуализации в развитии личности?

6. Какие виды ценностей выдвинул В. Франкл?

7. Чем различаются подходы к коррекции психического развития в психоанализе и гуманистической психологии?

Список рекомендуемых источников:

1. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 9-17.

2. Рождерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии (30-60-е гг. XX века) : тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 200-230. ,

3. Соколова, Е.Е. Диалог 10. О номотетическом и идиографическом под­ходах в психологии / Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. -М.: Смысл, 1995. - С. 423^59.

4. Шаронов, В.В. Смысл жизни и пути его обретения / В.В. Шаронов // Основы социальной антропологии. - СПб.: Лань, 1997. - С. 141-168.

5. Ярошевский, М.Г. Гуманистическая психология / М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины XX века : учеб. пособие. -М.: Академия, 1997. - С. 300-309.

ТЕМА 14.

СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

(лекция)

Цель: формирование представлений об основных школах и направлениях в отечественной психологии.

Задачи:

1. Вооружить студентов знанием содержания теории установки и работы психологов Тбилисской школы.

2. Охарактеризовать вклад Харьковской школы в развитие психологии памяти

3. Определить принцип деятельностного подхода и культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Развитие российской психологии с начала 20-х до 40-х гт. XX в. (Г.Г. Шлет, М. Я. Басов, П П. Блонский).

2. Л.С. Выготский - основоположник культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

3. Принцип деятельностного подхода в трудах М.Я. Басова, СЛ. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

4. Развитие теории высших психических функций в трудах A.B. Запорожца, Л. А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.

Форма контроля:проверка рефератов

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите условия, повлиявшие на процесс формирования психологии в России.

2. В чем проявилось влияние ментальности на российскую психологию?

3. Определите роль интеллигенции в развитии российской психологии.

4. В чем, на ваш взгляд, специфика отечественного подхода к проблеме поведения и к вопросу о смысле жизни?

5. Перечислите достоинства и недостатки психологии и психотехники.

6. В чем проявилась специфика подхода к проблеме личности в российской психологии?

7. Какие тенденции в российской и отечественной психологии наме­тились в конце XX века?

Список рекомендуемых источников:

1. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Психофизиологическая проблема / Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. - М.: Смысл,1995. - С. 531-582.

2. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Возможности третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы. Неклассическая физиология H.A. Бернштейна / Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. -М.: Смысл, 1995. - С. 538-542.

3. Соколова, Е.Е. Диалог 12. Проблема двигательной задачи и целевая детерминация в «физиологии активности» / Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995. - С. 542-555.

Наши рекомендации