Тема 2. Понятие возраста в психологии. Возрастная периодизация психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

Раскрыть:Соотношение хронологического, биологического, социального и психологического возраста. Возрастные и индивидуальные особенности личности. Возрастная периодизация психического развития. Критерии возрастной периодизации. Проблемы возраста и возрастной периодизации в зарубежной психологии. Проблема генетической периодизации. Теория рекапитуляции и периодизация К. Гетчинсона. Темпы психического развития и периодизация А.Гезелла. Ролевая позиция человека и периодизация Ш.Бюлер и Л.Сэва. Этапы интеллектуального развития по Э. Мейману. Переход от одного вида мышления к другому и периодизация Э.Клапареда. Динамика и становление интеллекта и периодизация Ж.Пиаже. Этапы нравственного развития по Л.Кольберу. периодизация З.Фрейда. Основные этапы в развитии идентичности по Э. Эриксону. Проблема возраста и возрастной периодизации в отечественной психологии. Определение возраста в культурно-исторической теории. Определение возраста в теории деятельности.

Категория и понятия:возраст: хронологический, биологический, социальный, психологический возраст, литический и критический период, вид деятельности, беззубое детство, молочнозубое детство, постояннозубое детство.

Ключевые имена:К. Гетчинсон, А. Гезелл, Ш.Бюлер, Л. Сэв, Э.Мейман, Э.Клапаред, Ж.Пиаже, Л.Кольберг, З.Фрейд, Э.Эриксон, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский.

Владеть:

1. основной психологической терминологией;

2. системой психологических вопросов и идей о проблеме возрасте, осознавать свою позицию в данной системе;

3. умением анализировать возрастные периодизации различных авторов.

  1. Охарактеризуйте теории психологического развития ребенка в психологии

Тема 3: Теории психического развития ребенка

Раскрыть: Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Теория "чистой доски".

Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований (Н. Миллер, Д. Доллард, Р. Сирс, А. Бандура, У. Бронфенбреннер).

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В.Штерна. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З.Фрейд). Стадии психосексуального развития ребенка.

Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского. Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие "зоны ближайшего развития", его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Категории и понятия: биогенетический закон, онтогенез, филогенез, бихевиоризм, ассимиляция, аккомодация, интеллект, стадии психического развития, эгоцентризм, законы психического развития, социальная ситуация развития, новообразование, ведущий вид деятельности.

Теории: биогенетические концепции развития, социогенетические концепции развития, концепция конвергенции двух факторов, психоаналитическая теория детского развития, эпигенетическая теория личности, теория социального научения, когнитивная теория развития, культурно-историческая концепция,

Ключевые имена:Ч. Дарвин, Э. Геккель, И. Мюллер, С. Холл, Дж. Локк, В. Штерн, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Бандура, Б. Скиннер, Э.Торндайк, Дж. Уотсон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.И. Божович.

Клиническая психология детей и подростков;

Наши рекомендации